Однолетний бюджет поменяет правила госзакупок

Долгосрочные контракты можно заключать, даже если деньги выделены всего на год
Государство готово строить и без бюджета/ Д. Гришкин/ Ведомости

Из-за перехода на однолетний бюджет правительству приходится уточнять процедуру госзакупок. Проект закона о бюджете на следующий год позволяет не расторгать долгосрочные контракты, если в 2016 г. госзаказчик не получит денег, говорится в проекте пояснительной записки к проекту бюджета на 2016 г. (копия есть у «Ведомостей»). Если же деньги получены, то госзаказчики смогут заключать новые долгосрочные контракты. Уточнение потребовалось, так как в однолетнем бюджете не отражены расходы на 2017 г., отмечает помощник министра финансов Светлана Никитина.

Закон о контрактной системе позволяет заключать госконтракт, только если заказчик получил деньги на его оплату. Есть контракты, которые исполнить за год в принципе невозможно, объясняет директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов: пока был трехлетний бюджет, у заказчиков были лимиты на три года вперед, а контракты на более долгий срок заключались по решению правительства. Почти все контракты на строительство заключаются, только если есть распоряжение правительства (например, федерального или регионального в зависимости от уровня заказчика), в котором расписано финансирование, объясняет начальник управления муниципального заказа Челябинска Наталья Гутова.

Дешевые контракты

По данным Минэкономразвития, в 2015 г. выросло число заключенных контрактов, зато их средняя цена снизилась. Если в I–II кварталах она составляла 1,8 млн руб., то за аналогичный период 2015 г. – 1,3 млн руб.

Проблемы с исполнением долгосрочных контрактов возникли уже в 2015 г. Финансовые власти отозвали ассигнования на 2016–2017 гг. и устно рекомендовали расторгать среднесрочные и долгосрочные контракты, которые были заключены, говорила еще в январе председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: это плохой сигнал для экономики, инвестиций и развития. Приходится заключать контракты, не имея гарантии, что будут деньги в следующем году, сетует один из заказчиков: «Я не могу оставить людей без тепла и света и заключаю контракт еще до того, как поступят деньги, лимиты на 2016 г. доведут в феврале-марте». Были случаи, когда отзывались уже выделенные ассигнования, рассказывает федеральный чиновник. Заказчики сокращают сроки исполнения контрактов, чтобы снизить финансовые риски, говорится в мониторинге Минэкономразвития: из-за нестабильной экономической ситуации вместо годовых контрактов заключают несколько краткосрочных. Бывает, что заказчики добиваются распоряжения правительства для длинных контрактов или подписывают допсоглашения с графиком платежей, говорит федеральный чиновник. К долгосрочным контрактам подписывается допсоглашение, подтверждает председатель совета директоров «СУ-33» Дмитрий Волков.

Идут два параллельных процесса: из-за экономии бюджетных средств сокращается количество заказов, а кроме того, сокращается и количество поставщиков, говорит Волков, многие банкротятся. Если возникнет дефицит поставщиков, как уже было после кризиса 2008 г., то снизится качество товаров и работ, рассуждает Волков, по многим направлениям оно так и не восстановилось. Среднее количество заявок за первое полугодие сократилось – поставщиков напугала неопределенность в экономике, говорит Чемерисов, было сложно надолго фиксировать цены. На 41% (или 265,7 млрд руб.) выросло количество процедур, не состоявшихся из-за того, что была подана одна заявка (данные мониторинга за первое полугодие 2015 г.). По итогам III квартала падения числа заявок не было, сообщил представитель Мин­экономразвития. Многие поставщики считают, что госзаказ – это все же единственные гарантированные деньги, отмечает Гутова.