Смольный хочет полностью автоматизировать плату за проезд в городском транспорте

Партнером проекта стоимостью 4 млрд рублей может стать группа ВТБ
Группа ВТБ присматривается к общественному транспорту Петербурга/ Е. Егоров/ Ведомости

Вопрос о едином операторе оплаты проезда в городском транспорте обсуждался в конце прошлой недели на совещании, посвященном проектам с участием ВТБ. В нем участвовали вице-губернатор Игорь Албин, старший вице-президент банка ВТБ Игорь Зубков, сообщила пресс-служба администрации. Затраты на создание системы автоматизированной оплаты проезда и оснащение транспорта оборудованием в Смольном оценивают в 4 млрд руб., срок реализации проекта – три года. Банк готов выступить финансовым партнером Смольного по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП) в проекте создания и эксплуатации системы безналичной автоматизированной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, сказано в материалах к совещанию (есть у «Ведомостей»).

«ВТБ капитал» видит большой потенциал для проектов ГЧП в России и готов активно рассматривать новые инициативы, в частности, мы заинтересованы в более детальном анализе потенциальных новых инфраструктурных проектов, разрабатываемых Петербургом», – сообщила в пятницу пресс-служба «ВТБ капитала». Администрация заинтересована в едином операторе для всех видов транспорта, включая метро, говорит представитель Албина.

Дороги по ГЧП

На совещании обсуждались также проекты строительства и эксплуатации бесплатных дорог М49, М32 и М1 в дополнение к соглашению о ГЧП по ЗСД. Объем инвестиций в проект оценивается в 10,3 млрд руб., из них капитальные затраты – 6,4 млрд руб. Рассматривается также возможность расширения ЗСД на участке от дороги А181 «Скандинавия» до пункта взимания платы 19/20, объем инвестиций – 9,5 млрд руб.

В начале этого года банк «Санкт-Петербург» запустил на турникетах метро платежную технологию MasterCard PayPass. Он потратил на процессинг и на оснащение турникетов ридерами 4 млн руб., рассказывал представитель банка. Банк «Санкт-Петербург» сможет принять участие в конкурсе, оператора планируется выбирать по схеме ГЧП, сказал представитель Албина. Потенциальное участие банка, по словам его представителя, будет зависеть от условий конкурса.

Проект должен окупиться за два года, в том числе за счет сокращения штата кондукторов, следует из материалов совещания. В них сказано, что партнер города за свой счет оснастит городской транспорт оборудованием и будет осуществлять его содержание, эксплуатацию, ремонт. Планируется, что партнер будет взимать плату за проезд и перечислять ее администрации, удерживая установленную соглашением комиссию, а когда срок договора закончится – передаст городу право собственности на объекты. Комиссия и срок действия договора не называются.

Проект сложный и дорогой, решение об инвестициях должно быть скорее политическим, чем коммерческим, считает петербургский банкир. Внедрение системы обойдется гораздо дороже, чем рассчитывает Смольный, вместо кондукторов придется нанимать специалистов по обслуживанию оборудования, рассуждает он. Комиссия банка отразится на тарифах, а это болезненный вопрос, к тому же транспорт получает большие субсидии из бюджета и среди пассажиров много льготников, добавляет он. По данным комитета по транспорту, в 2014 г. в городском транспорте совершено около 2 млрд поездок (41% – в метро), доходы от перевозки пассажиров – 26,1 млрд руб., расходы – 47,9 млрд руб.