Алексей Кудрин предложил активнее привлекать граждан к распределению местных бюджетов

Если механизм будет развиваться, то экономия будет значительной
43% муниципалитетов Бразилии используют инициативное бюджетирование и привлекают граждан к определению целей для трат средств местных бюджетов/ Felipe Dana/ AP

Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) и Научно-исследовательского финансового института Минфина изучили, как в России используется механизм участия граждан в отборе и финансировании местных строек.

Есть разные способы работы механизма. Объекты, финансируемые из местного и регионального бюджетов, могут быть отобраны инициативными группами местных жителей или на их сходах. С 2007 г. жители 15 регионов отобрали свыше 3000 объектов стоимостью 1,5 млрд руб. В 80% случаев население соглашается само софинансировать стройку и принимает решение о самообложении, рассказывает губернатор Кировской области Никита Белых. «Часто на решение отдельных проблем люди готовы давать деньги из собственного кармана, причем чем бедней регион, тем больше готовы, потому что острей чувствуют их», – замечает руководитель программы поддержки местных инициатив Всемирного банка (ВБ) Иван Шульга. В программе, запущенной ВБ в 2007 г., участвуют восемь регионов. При поддержке ВБ было профинансировано за последние два года 300 проектов на 500 млн руб.: по 16% средств было предоставлено гражданами и муниципалитетами. Большинство отобранных объектов – социальная и коммунальная инфраструктура в сельской местности и малых городах: отремонтировано 450 дорог, 350 объектов водоснабжения, реконструировано 150 домов культуры, ими пользуется миллион человек ежегодно, говорится в материалах банка.

Люди отбирают проекты, которые им действительно нужны, растет эффективность расходов, благодаря этому и софинансированию со стороны регионов местные бюджеты экономят 20–30% затрат на стройки, говорит председатель КГИ, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Если механизм будет развиваться, то экономия будет значительной – расходы бюджетов муниципалитетов в этом году превысили 3,5 трлн руб., отмечает он.

Кроме бюджетного эффекта есть еще и социальный, замечает руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Владимир Вагин: решение «незаметных» насущных проблем, формирование горизонтальных связей и, неожиданно, повышение доверия к местной власти. По этим программам граждане управляют 0,5–1% от местных бюджетов, говорит ректор Европейского университета (запустил свою программу инициативного бюджетирования в девяти городах трех регионов) Олег Хархордин: «Дайте возможность управлять не горлопанам, и вы увидите эффективность этого канала для власти и граждан».

Как в Бразилии

43% муниципалитетов Бразилии используют инициативное бюджетирование и привлекают граждан к определению целей для трат средств местных бюджетов

Если система выборов не дает возможности влиять на представительские органы власти, то этот механизм позволяет хотя бы контролировать их, замечает руководитель Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: «Это хорошая идея для повышения активности и сознательности налогоплательщиков, граждане более четко смогут понимать, как тратятся деньги». Путь к гражданскому обществу идет через меркантильные интересы граждан, подтверждает губернатор Кировской области Никита Белых. Его область среди участников программы ВБ, в прошлом году регион софинансировал проекты четырех муниципалитетов, в 2015 г. – уже семи.

Пока развитие инициативного бюджетирования зависит от губернаторов и глав районов, их готовности делиться полномочиями, говорит Кудрин. Сейчас общественная дискуссия не влияет на принимаемые решения – в отличие от лоббистов, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Вагин предлагает принять отдельный законопроект, регулирующий нормы инициативного бюджетирования и устанавливающий контроль за исполнением: «Как это сделали в Пермской области». «Пока лишь написали», – рассказал представитель законодательного органа Пермской области: в законопроекте определены полномочия области и муниципалитетов по финансированию и условия допуска граждан к отбору проекта.

Специальный закон может стать хорошим инструментом борьбы с клиническим нежеланием граждан участвовать в общественной жизни, но важно, чтобы идея не была извращена в ходе принятия закона, замечает Акиндинова. Иначе будет как с общественными советами, «где по заслугам сидят, а не по компетенции», опасается Белых. В теории участие граждан в бюджетном процессе полезно, говорит Суслина, но если не будет определен механизм выборности участников инициативных групп, то возникнет новое поле для коррупции.