Губернатор Петербурга ожидает в 2016 году увеличения ВРП на 1–2%

Эксперты считают такой прогноз слишком оптимистичным
Экономику города спасет машиностроение и гособоронзаказ/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Даже при низких ценах на углеводороды ВРП города по итогам 2016 г. способен вырасти на 1–2%, заявил вчера губернатор Георгий Полтавченко, когда представлял депутатам законопроект «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.». «Полностью загружены наши верфи и предприятия ОПК, Кировский завод уже принимает заказы на весну 2016 г. Если из результатов пищевой промышленности вычесть производство алкоголя и табака, то рост отгрузки за три квартала составит более 13%», – говорит губернатор. Промышленность Петербурга, которая в кризис традиционно падает быстрее, чем в среднем по стране, и восстанавливаться будет быстрее, уверен он.

Минэкономразвития ожидает спада ВВП по итогам 2015 г. на 3,9% и роста на 0,7% в 2016 г.

Доходы городского бюджета в 2016 г. составят 432,6 млрд руб., расходы – 483,2 млрд руб. По словам Полтавченко, поступления НДФЛ в бюджет увеличились на 12,4% и опередили рост зарплаты. Это означает, что городские предприятия все-таки начали создавать в текущем году высокооплачиваемые рабочие места и выводить зарплаты сотрудников из серой зоны – с тем чтобы в 2016 г. получать установленные городом льготы, объясняет губернатор. В 2016 г. НДФЛ даст не менее 46% доходов бюджета, прогнозирует он.

На сбор НДФЛ могли повлиять и сокращения – ведь компании при официальном сокращении несут дополнительные расходы по выплатам уволенным сотрудникам, говорит Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter». По ее словам, инициативы Минтруда, направленные на вывод работников из серой зоны, также могли повлиять на ситуацию, тем более что в кризис количество соискателей, которые хотят получать белую зарплату, растет. Но опросы HeadHunter показывают, что около 9% соискателей в Петербурге говорят о введении в их компаниях серых схем в связи с кризисом, отмечает Данина. Зарплаты в этом году выросли у топ-менеджмента, маркетологов, инженеров, IT-специалистов, а также офис-менеджеров и секретарей. Увеличение дохода у последних как раз может отражать тенденцию, связанную с сокращением ряда сотрудников и перераспределением функций среди оставшихся, в некоторых случаях с небольшой прибавкой к зарплате, замечает Данина. Зарплаты в частном бизнесе практически не росли, а в кризис заявления об уменьшении серых зарплат выглядят странными, удивляется гендиректор агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. Возможно, на сборах НДФЛ положительно скажется переезд в Петербург многочисленных подразделений «Газпрома», говорит она.

Меньше машин и еды

Индекс промышленного производства Петербурга за девять месяцев 2015 г. снизился на 8,9%. Производство транспортных средств упало на 19,3%, машин и оборудования – на 15,7%, пищевых продуктов, включая напитки и табак, – на 4,1%. Металлургическое производство выросло на 4,8%, подсчитал Петростат.

Администрация города надеется не на рыночную экономику, а на госзаказ, рост ВРП на 1–2% по итогам 2016 г. – это очень позитивный прогноз, который почти невыполним, утверждает руководитель аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов: «В прошлом году были точно такие же заявления о росте промпроизводства, но пока этого не произошло» (см. врез).

Заказы на тракторы «Кировец» за девять месяцев 2015 г. выросли на 60% за счет эффективных мер господдержки, роста цен на импортную технику и расширения географии продаж, говорит Борис Филин, замдиректора по продажам ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ, входит в Кировский завод). В 2016 г. ПТЗ планирует увеличить объемы производства и продажи минимум на 30%, добавил он. При сохранении даже нынешнего уровня спроса на автомобили петербургского производства и реализации планов заводов по выпуску новых моделей в 2016 г. возможен рост производства машин в Петербурге минимум на 5%, считает Михаил Чаплыгин, гендиректор «Auto-Dealer-СПб» (за 9 месяцев 2015 г. автозаводы города выпустили 222 800 легковых машин – на 18% меньше, чем годом раньше). Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев убежден, что восстановление авторынка в России начнется не раньше III квартала 2016 г.

По словам Лобова, вытащить экономику города сможет автопром и оборонзаказ в части машиностроения: «У пищевой промышленности Петербурга нет предпосылок для роста, в городе нет сельского хозяйства и молочного производства, которые выигрывают за счет импортозамещения, слабого рубля и т. д. В структуре пищевой промышленности города больше половины приходится на производство табака и алкогольной продукции». Машиностроение в промышленности города занимает не более 10%, пищевая промышленность и автопром – больше половины, добавляет он. «Промышленность города увеличит выпуск за счет судостроения, производителей станков, оборудования и спецтехники, производителей продуктов питания», – полагает старший аналитик ЛМС Дмитрий Марков. В проекте федерального бюджета на 2016 г. расходы на национальную оборону заложены на уровне 3,145 трлн руб., что сопоставимо с уровнем 2015 г. (3,116 трлн руб.), гособоронзаказ будет также близок к объему текущего года, главным драйвером роста производства предприятий ОПК Петербурга может стать экспорт, добавляет Марков.