Минфин: инвесторы должны получать льготы автоматически

Регионы не должны тормозить выдачу льгот
Сейчас регионы сами решают, будут ли льготы, а затем передают ФНС данные по отобранным проектам
Сейчас регионы сами решают, будут ли льготы, а затем передают ФНС данные по отобранным проектам / Е. Разумный / Ведомости

Минфин предлагает минимизировать влияние регионов на отбор инвестиционных проектов, дающих право на льготы, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. Инвесторы, вложившие не менее 50 млн руб. за три года и 500 млн за пять лет, получают льготу: на 10 лет ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2 п. п. из 20%), – 0%, в региональный – не выше 5% в первые пять лет, а затем еще на пять лет – не больше 10%. Механизм действует в регионах Дальнего Востока, Забайкалья и Иркутской области.

Сейчас регионы сами решают, будут ли льготы, а затем передают ФНС данные по отобранным проектам. Но механизмом почти не пользуются, говорит Шаталов: стартовало 3–4 таких проекта (закон заработал с 2014 г.). По предложению Минфина инвестор должен информировать ФНС, что соответствует условиям, и автоматически получать льготы, объяснил Шаталов. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Правительство планирует также дать право всем регионам устанавливать аналогичные льготы по налогу на прибыль для новых производств – в сентябре Госдума приняла законопроект в первом чтении.

Предложенное Минфином упрощение должно повысить инвестиционную активность, считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков: механизм не работал из-за избытка процедур. Регионы неохотно давали льготы из-за сложной ситуации с бюджетами, считает аналитик S&P Карен Вартапетов. Когда расходы растут, а темпы роста доходов падают, предоставлять льготы по налогу на прибыль (формирует более 20% доходов региональных бюджетов) очень сложно: эффект от инвестиций проявится только в будущем, а доходы выпадают сейчас, объясняет он.

Более чем за 20 лет существования различных налоговых и инвестиционных режимов в регионах – особых экономических зон, территорий опережающего развития, региональных инвестиционных программ – успешных примеров единицы, говорит Вартапетов. Если льготы по-прежнему будут предоставлять регионы, то ситуация вряд ли сдвинется с места, а если федеральный центр, то это будет противоречить идее отменять федеральные льготы по налогам, поступающим в региональные бюджеты, рассуждает он.