Куратор налоговой системы – Сергей Шаталов – может покинуть Минфин
С его уходом шансы лоббистов могут вырасти«Давайте не про поправки, куда важнее, кто будет все это реализовывать – уходит или нет [замминистра финансов Сергей] Шаталов» – так однажды подытожил на конференции обсуждение борьбы с офшорами налоговый менеджер. Это главный вопрос российской налоговой системы, поддержали его коллеги.
Шаталов в этом году собирался уйти, но его попросили остаться, рассказывал человек, близкий к Шаталову: времена тревожные, президенту Владимиру Путину хотелось иметь знакомого ему человека на такой позиции. Но сейчас шансы на уход Шаталова очень высоки, говорят собеседники «Ведомостей». Он собирается покинуть свой пост со следующего года, знают два федеральных чиновника. Хотя могут снова не отпустить, допускает высокопоставленный чиновник.
Представитель Минфина не смог предоставить комментарии. Шаталов от комментариев отказался.
Борец с лоббистами
Шаталову 65 лет. Он ключевой автор и налоговой реформы, и Налогового кодекса. Мало кому из заместителей министров удалось бы собрать у себя в кабинете столько глав и акционеров крупнейших нефтяных компаний, разве что Игорь Сечин (президент «Роснефти») не придет, замечает федеральный чиновник.
Шаталов дважды становился замминистра финансов: в 1995 г. (в 1998 г. ушел партнером в PwC) и в 2000 г. Он был одним из ключевых членов команды Алексея Кудрина: в середине 2000-х гг. после реформы в министерстве остались два зама – Шаталов и Татьяна Голикова (председательница Счетной палаты).
Шаталов участвовал во многих битвах с лоббистами, помог в середине 2000-х провести реформу налогообложения нефтяной отрасли: изъятие у нефтяников дополнительных доходов при высоких ценах на нефть, что позволило пополнить суверенные фонды.
Ответ Минфина
Cопротивление Минфина не помешало Дмитрию Медведеву одобрить замену НДПИ налогом на финансовый результат на пилотных месторождениях. У Минфина есть ответ – налог на добавленный доход для всех месторождений.
Главный талант Шаталова – умение вести аппаратную борьбу, говорят работавшие с ним чиновники и юристы компаний: выстроить систему защиты, вовремя затянуть обсуждение продавленного лоббистами проекта и, внеся альтернативный, перехватить инициативу. Политический вес его очень велик, он часто участвовал в дискуссиях с президентом. Это школа Кудрина – идти до последнего, вплоть до президента, говорила Голикова. Мало ли что президент обещал, надо еще Шаталова убедить, заметил как-то член РСПП бизнесменам.
Сейчас Минфин добивается точечного повышения налоговой нагрузки, а лоббисты – снижения. В 2016 г. нефтяным компаниям и «Газпрому» придется доплатить в бюджет около 200 млрд руб. Но нефтяники активно продавливают реформу налогообложения добычи (см. врез), а Минфин остается без ключевого игрока, переживает один из чиновников. После президентских выборов 2018 г. ожидаются налоговые ужесточения, говорят два федеральных чиновника, в частности, может быть повышен НДФЛ и частично перенесены с работодателя на работника взносы во внебюджетные фонды. Шаталов, по его собственным словам, считает, что налоговая система уже сформирована и не стоит ее постоянно менять. Шаталов мог бы стать якорем и стабилизатором в эти непростые времена, полагает бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков (отвечал за налоговую политику).
Борец с льготами
Математик по образованию, Шаталов продумывает комбинации на много ходов, говорит федеральный чиновник, работавший с ним. Чтобы убедить его, нужны очень сильные аргументы, но, если они были, Шаталов всегда их принимал, из принципа не сопротивлялся, говорит Беляков. Лоббистам с ним тяжело, но, как и Кудрин, он умеет сделать так, что все почувствуют себя услышанными, делится впечатлениями один из чиновников.
Упертость Минфина знаменита, критикует чиновник, часто споривший с Шаталовым, например, он ограничивал любые инициативы Минэкономразвития по налоговым льготам для новых предпринимателей. «В этом есть какая-то догматичность – бояться потерять налоги от того, кого еще пока даже нет», – недоволен чиновник. Шаталов же потопил идею льготы для инвестиций, к которой президент вернулся этим летом, на Санкт-Петербургском форуме. Нельзя сказать, что Шаталов – враг льгот, считает Беляков, многие льготы были проведены при его участии.
У Шаталова есть идеология, объясняет другой чиновник: льготы плохо стимулируют экономику, ведут к созданию схем и дырам в бюджете, государство кидается искать источники доходов, теряется стабильность налоговых условий.
Кандидат на замену
Если о чем-то договориться с Шаталовым, можно быть уверенным, что эти договоренности будут исполнены, говорят многие собеседники «Ведомостей»: в отличие от других чиновников он всегда держал слово. «Он носитель компромиссов, которые мы, как бизнес, с этой системой достигли, – говорит президент РСПП Александр Шохин. – Не хотелось бы, чтобы сейчас появился человек, который о наших договоренностях знает только понаслышке». Многое еще не реализовано – по деофшоризации, по контролируемым иностранным компаниям, по трансфертным ценам, перечисляет Шохин – но замечает, что Шаталову в последнее время не всегда удавалось довести идеи бизнеса до высшего уровня.
Очень важно, кто заменит Шаталова, отмечает чиновник Минэкономразвития. Высоки шансы директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ильи Трунина, говорят два чиновника. Он возглавляет департамент с конца 2006 г. и считается одной из ключевых фигур в налоговой политике. Но должность замминистра политическая, возможны неожиданные перестановки, решение будет принимать президент, он выберет человека, которому доверяет, полагает один из чиновников. Различные отрасли будут предлагать своих кандидатов, выстроится длинная очередь, ожидает другой чиновник.
Трунин вряд ли будет менять курс – он вместе с Шаталовым выстраивал эту систему, считают чиновники и эксперты. В каких-то вопросах Трунин даже глубже разбирается, чем Шаталов, но ему не хватает политического веса, говорит один из чиновников, а во время масштабных изменений важно, кто первый добежит до президента.
Вряд ли с приходом новой фигуры лоббистам станет легче, спокоен один из чиновников: президенту сейчас главное – сохранить хоть что-то в суверенных фондах, поэтому у Минфина априори есть поддержка.
Новые лица – это всегда хорошо и Трунин знает министерство изнутри, спокоен Беляков: времена сложные, принимается много сомнительных решений и система сейчас, как никогда, нуждается в таких якорях, как Шаталов.