Экономика
Бесплатный
Юрий Нехайчук
Статья опубликована в № 3959 от 13.11.2015 под заголовком: Штраф для Минтранса

Обещая не штрафовать за неоплату проезда тяжелых фур, чиновники нарушают закон

Но наказать их за это невозможно, признают юристы

После всероссийской забастовки водителей грузовиков массой свыше 12 т, протестовавших против платного проезда по федеральным трассам, Минтранс и Росавтодор пообещали, что до мая штрафы за неоплату будут взиматься лишь в Московской области. Там концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) успел установить 18 контрольных рамок (см. карту). В других регионах штрафовать начнут с мая 2016 г., сообщил замминистра транспорта Евгений Дитрих.

Решение удивило юристов. КоАП нельзя применять в одном регионе и не применять в другом, это дискриминация, считает Владимир Чикин из GBLP: заявления чиновников не имеют правового значения и ничто не мешает накладывать штрафы по всей стране с 15 ноября.

Для контроля оплаты РТИТС должен установить еще 461 рамку в течение 20 месяцев после запуска системы, из них 194 – до конца 2016 г. Еще 100 автомобилей мобильного контроля выедут 15 ноября, заявлял в октябре представитель РТИТС. После фиксации бесплатного проезда РТИТС должен передать ГИБДД данные для оформления штрафа.

Выборочное применение КоАП нарушает принцип равенства всех перед законом, любой штраф можно будет оспорить в суде, считает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Чтобы это стало законным, нужно указать в законе об автодорогах, что оплата взимается только в Подмосковье, замечает Корчаго. Для граждан и юрлиц есть ответственность за несоблюдение закона, а для чиновников за избирательное применение закона – нет, удивлен Чикин.

Юристы вспоминают лишь один прецедент: после введения в Москве видеофиксации одно время не взимались штрафы за превышение скорости на 10–20 км/ч.

Минтранс и Росавтодор отказались от комментариев. В РТИТС не знают, как будет решен вопрос взимания штрафов лишь в Московской области, «это не в нашей компетенции», говорит ее представитель. По концессионному соглашению с РТИТС фиксировать нарушения должны мобильные и стационарные рамки, причем работать должны обе части системы, говорит представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, а к 15 ноября вместе они заработают лишь в Московской области. Не имеет значения – автомобиль или рамка фиксируют бесплатный проезд, замечает представитель РТИТС. Как уверяли «Ведомости» руководитель Росавтодора Роман Старовойт и гендиректор РТИТС Александр Советников, для фиксации нарушений достаточно автомобилей мобильного контроля.

Пока же правительство решило временно снизить тарифы за проезд. А депутаты фракции «Справедливой России» внесли законопроект, вводящий на три года мораторий на сбор.