Трасса М11 перешла в платный режим, но из-за пробок временно работала бесплатно

Система проезда со шлагбаумами неудобна, считают эксперты
Дорога оказалась не готова к получению денег/ Илья Питалев/ РИА Новости

Работа в платном режиме первого участка автодороги М11 Москва – Санкт-Петербург (до Солнечногорска) началась с транспортного коллапса. Несколько автомобилей простояли в очереди по 40 минут перед въездом на М11, рассказывает руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов: остальных пустили по бесплатной М10, но там машины тоже попали в затор. Однозначно трасса не была готова к такому старту, согласен начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.

Из-за огромной пробки концессионеру (Северо-Западная концессионная компания, СЗКК) пришлось открыть шлагбаумы пункта взимания платы в сторону аэропорта «Шереметьево». Пик загруженности наблюдался с 9 до 10 утра, рассказывает аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников: автомобилисты тратили на дорогу в среднем на 8 минут больше обычного, к 11 часам потери времени значительно уменьшились. Но по-настоящему серьезные заторы были на Ленинградском шоссе, по которому водители объезжали платный участок, продолжает он: в пробке водители стояли на 40 минут дольше обычного, а пробка перед поворотом на «Шереметьево» растянулась на 5 км и отняла у водителей 30 минут.

Пользователи платили вручную без транспондеров (персональное устройство для безостановочного проезда через пункты сбора платы), поэтому и образовалась пробка, говорит представитель СЗКК: пришлось открыть шлагбаумы не более чем на полчаса, чтобы люди не опоздали на рейсы в «Шереметьево». Люди привыкли пользоваться дорогами бесплатно, нужно время, чтобы они приспособились, считает он: запомнили, где оплачивать наличными, а где банковской картой, куда ехать с транспондером.

Цена поездки

В час пик цена проезда от МКАД до «Шереметьево-2» для водителей легковых машин составит 250 руб., днем (10.00–16.00) – 200 руб. В субботу с 22.00 до 10.00 действует тариф 100 руб., в остальное время – 200 руб. В воскресенье действует единый тариф на все сутки – 100 руб.

Стартовый участок трассы М11 от 15-го до 58-го км проходит от МКАД по Химкинскому и Солнечногорскому районам Московской области, движение по нему было открыто еще в декабре 2014 г., но в бесплатном режиме. Сроки начала взимания платы на головном участке М11 неоднократно переносились. С 19 октября система взимания платы работала в тестовом режиме до согласования тарифов и системы скидок с «Автодором». Базовый тариф для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта «Шереметьево-2» без транспондера в будние дни составит от 80 до 250 руб. (см. врез), от МКАД до Зеленограда – 350 руб., до Солнечногорска – 500 руб. На скидки СЗКК согласилась после протеста местных жителей, они будут зависеть от числа поездок: от 1 до 20 – 20%, от 21 до 30 поездок в месяц – 50%, от 31 до 44 – 60%, от 44 до 50 – 70%.

Партнером государства по проекту выступала СЗКК (совместное предприятие «Мостотреста»и структуры французской группы Vinci), с которой заключено концессионное соглашение. Средства, которые СЗКК получает за счет сбора платы, должны направляться на финансирование ремонта и содержания участка дороги. Когда концессионер получает платеж от потребителей, он, конечно, заинтересован в том, чтобы обеспечить нормальную работу дороги, говорит партнер KPMG Алексей Назаров. Если окупить проект трудно, то обычно используется модель, при которой доходы концессионера не зависят от трафика, отмечает он. Например, концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, компания в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» «Ростеха» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю), который отвечает за сбор платы за проезд тяжелых грузовиков, получает в отличие от СЗКК фиксированную сумму – 10,6 млрд руб. в год.

Проблемы при запуске участка возникают всегда, признают эксперты. Например, при открытии платного участка М4 «Дон» в обход Задонска и Хлевного плату за проезд начали брать сразу же, и у пунктов оплаты тоже скопилась пробка, многие водители отказывались платить. Любое открытие дорог сопровождается техническими трудностями, отмечает Назаров: основная проблема – неготовность людей платить за дороги. Еще одна проблема – отсутствие транспондеров и их уникальность, говорит сотрудник компании «Новое качество дорог» (оператор платного обхода Одинцова), за этот год транспондерами воспользовалось не более 77 000 человек.

Риск заторов создают и шлагбаумы на пунктах сбора платы, указывали аналитики «НЭО Центра» в исследовании в конце 2014 г.: так, на секции с четырьмя пунктами взимания платы водителю придется получать талон каждые 25–30 минут. По оценкам «Автодора», 67% всех заторов происходит на пунктах оплаты именно перед шлагбаумами. Но убрать их мешает отсутствие ответственности за неоплату проезда по платным дорогам в КоАП. О том, что предложение о внесении новой статьи в КоАП рассматривается в правительстве, в октябре говорил зампредседателя правления «Автодора» Константин Попов.