Закон о закупках госкомпаний будет ужесточен

Одно из ключевых изменений – список разрешенных видов закупок станет исчерпывающим

Года три 223-ФЗ (о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц) просуществовал тихо, спокойно, с боями местного значения. Он был интересен узкоспециализированной публике. Сейчас же нас ждет публичное обсуждение, в том числе в Госдуме, совершенно новых концепций. Можно сказать, что закон был формальным, а теперь есть шанс, что станет нормальным.

Андрей Цариковский

Окончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию.
В 1995 г. стал помощником депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Спустя год был назначен начальником аппарата первого вице-губернатора – председателя комитета финансов администрации Санкт-Петербурга.
С 1999 по 2004 г. – директор научно-исследовательских программ, исполнительный директор фонда экономических и политических исследований «Эпицентр-Санкт-Петербург».
С 2004 г. – замруководителя ФАС.

Изначально было две концепции 223-ФЗ: принять жесткий закон – облегченная версия 44-ФЗ (о контрактной системе) или рамочный, в котором были бы лишь векторы развития – публичность закупок и допуск широкого круга лиц к их обсуждению. Была поддержана вторая версия. Фактически получился закон: скажи, что ты закупаешь, напиши хоть какое-нибудь положение о закупках – и все. Как можно было нарушать этот закон, я не вполне понимал, но многим это удалось.

Но в процессе развития стало ясно, что 223-ФЗ должен перестать быть рамочным. Злоупотреблений слишком много, и против них поднялось настоящее движение народных масс, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Но парадокс в том, что поскольку закон рамочный, то злоупотребления не означают нарушения 223-ФЗ и ФАС не может эти действия оспорить. То, что происходит с этим законом, описывается фразой: «По форме верно, а по сути форменное издевательство».

Чтобы изменить ситуацию, ФАС и Минэкономразвития подготовили большой пакет поправок. Одно из ключевых изменений – список разрешенных видов закупок станет исчерпывающим. Он будет гораздо шире, чем для госзакупок, но тем не менее экзотические формы должны кануть в Лету. Расширяется участие малого и среднего бизнеса. И сейчас рассматривается инициатива ввести для крупного частного бизнеса квоты на обязательные закупки у малого и среднего бизнеса. Это, по некоторым подсчетам, две трети закупок в стране.

Резко увеличится количество действий, на которые можно будет жаловаться в Федеральную антимонопольную службу. Все закупки переводятся в электронный вид. Закупки в бумажном виде – это архаизм и почва для всевозможных нарушений. И, возможно, идея, которая вызовет наибольшие обсуждения, – это резкое сокращение числа площадок, на которых могут производиться торги.

Автор - статс-секретарь – замруководителя ФАС

Реакция бизнеса

Алексей Пономарев, директор по закупкам, «Ростелеком»: «Ростелеком» давно все закупки проводит в электронной форме – более прозрачной, эффективной и позволяющей лучше контролировать закупки. В унификации процедур тоже есть рациональное зерно с точки зрения поставщика, который будет лучше понимать, как участвовать в конкурсе.
Но на что хочется обратить внимание. «Ростелеком» – монополист в местной фиксированной телефонной связи. Но доходы от этих услуг постоянно падают, и компания должна компенсировать потери, предлагать новые услуги, конкурируя с компаниями, которые не работают по 223-ФЗ. С одной стороны, необходима прозрачность закупок. С другой стороны, компаниям нужна операционная гибкость в закупках. Сейчас же при обсуждении инициатив по 223-ФЗ не оценивается, во что они обойдутся заказчику.
Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности, «Российские сети»: Положение «Россетей» о закупках не требует каких-то изменений. Еще в 2006 г. 60% закупок внутри группы проводились на электронных площадках. Сейчас 98–99% торгов – в электронном виде.
Мы не против регламентации. Но нужно учитывать отраслевую специфику. Например, к инфраструктурным компаниям предъявляются повышенные требования по качеству и безопасности. Не все компании могут выполнить условия по закупкам у малого, среднего бизнеса (10% в виде прямых закупок и 18% с субподрядом), хотя, безусловно, это правильная задача. Наша группа компаний уже закупает у малого и среднего бизнеса от 25 до 30% товаров и услуг. Но у разных компаний группы показатели разные. Например, у Федеральной сетевой компании, которая ведет большие стройки, они ниже, но у нее на 100 закупок приходится 80–90% плана закупок. И есть риск, что для выполнения требований крупные компании начнут создавать малые предприятия, чтобы соблюдать квоты.