Регионы переплачивают за кредиты, выяснила Счетная палата

Нужно изменить контрактную систему, считают аудиторы
Регионы не могут взять кредиты по минимальной ставке – мешает система госзаказа, которую нужно изменить, критикует Счетная палата/ Е. Разумный/ Ведомости

Чтобы получить банковский кредит, власти регионов должны провести торги на право заключить госконтракт. Но цену контрактов они определяют не по наименьшей ставке из предложенных, а исходя из средневзвешенной, пишет Счетная палата в пресс-релизе по итогам проверки региональных долгов, проведенной вместе с палатами Астраханской и Брянской областей. Регионы были выбраны из-за ранее выявленных проблем в их долговой политике, уточнил представитель Счетной палаты.

В 2014 г. федеральный бюджет выделил Брянской области более 1 млрд руб. кредитов для погашения рыночных заимствований, сообщил представитель губернатора. В 2014 г. область взяла 2,09 млрд руб. в кредит у Сбербанка под 10,25% годовых, расходы региона на обслуживание госдолга выросли на 46,96 млн, говорится в пресс-релизе. Если бы цена контракта определялась по наименьшей ставке, бюджет области 2014 г. сэкономил бы 9,95 млн руб. на обслуживании коммерческих кредитов, местные бюджеты – 15,4 млн, подсчитали аудиторы.

Выше ЦБ

Сбербанк и группа ВТБ проигнорировали рекомендации Минфина в 2014 г. о том, что процентная ставка должна быть не выше ключевой ставки ЦБ плюс 1,25% годовых, пишет Счетная палата. Соответствующее уведомление направлено в Минфин. Замечаний к кредитованию регионов в 2014 г. не было, все кредиты соответствуют рекомендациям Минфина, отвечает представитель ВТБ. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Нормативные акты, регулирующие госзакупки, не учитывают особенности деятельности органов власти на финансовых и фондовых рынках, пишет Счетная палата. Эта сфера требует отдельного регулирования, считает аудитор Юрий Росляк. Счетная палата предложила правительству поменять законодательство, уточнил ее представитель. С аудиторами согласен пресс-секретарь губернатора Брянской области.

Проблемы, выявленные Счетной палатой, – это результат неграмотного применения методических рекомендаций Минэкономразвития либо злоупотреблений со стороны заказчиков, утверждает представитель Минэкономразвития. По этой методике начальную цену можно установить несколькими способами. Рекомендации должны применяться с учетом особенностей конкретных рынков, отмечает представитель Минэкономразвития, утверждение Счетной палаты, что применение рекомендаций приводит к завышению цен, безосновательно.

Действующая методика позволяет заключить контракт по низкой цене, даже если торги начинаются со среднерыночной, говорит управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. Она должна снижаться на аукционе или конкурсе при условии, что конкуренция действительно есть, считает он, иначе имеет смысл поставить начальной самую низкую цену.

Когда канцтовары и банковские услуги закупаются по одной и той же методике, это абсурдная ситуация, говорит директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. В апреле 2014 г. Минэкономразвития указало в своем письме, что при использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может закупить товар у единственного поставщика по наименьшей цене. Видимо, большинство заказчиков о письме просто не знают, полагает Дон, проще изменить законодательство, как это уже сделано для правоохранительных органов. Поправки, принятые в закон о контрактной системе в конце 2015 г., разрешили тратить на закупку у единственного поставщика деньги, выделенные на оперативно-разыскную деятельность.