Правительство обсуждает амнистию для нелегальных предпринимателей
Самозанятым могут предложить зарегистрироваться и три года не платить налогиВслед за амнистией капитала для крупного бизнеса правительство может закрыть глаза и на прегрешения частных предпринимателей. Предложение освободить их от ответственности за незаконную деятельность содержится в очередной версии плана стабильного социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития совместно с другими ведомствами («Ведомости» изучили вариант документа, подготовленный по состоянию на субботу). Любому, кто получает доход от предпринимательской деятельности незаконно и уведомит об этом налоговые органы, чиновники предлагают установить налоговые каникулы на три года, а заодно освободить от страховых взносов. Соответствующий законопроект Минфин, Минэкономразвития и Минтруд должны разработать к IV кварталу 2016 г.
План дорабатывается, окончательный вариант поступит в правительство в начале следующей недели, сказал представитель Минэкономразвития, отказавшись комментировать его содержание. Представители Минфина не ответили на запросы «Ведомостей».
Самозанятые смогут записаться в реестр налоговых служб и в первые три года не платить налоги, заявил еще в воскресенье министр экономического развития Алексей Улюкаев. Это предложение распространяется на всех, кто занимался нелегальной предпринимательской деятельностью, уточнил «Ведомостям» федеральный чиновник, участвующий в обсуждении плана. А после налоговых каникул предприниматели смогут выбрать, платить налоги как физические лица (13% от дохода) или ежегодно покупать патент, говорит его коллега.
Проба пера
Амнистию для крупного бизнеса президент России Владимир Путин анонсировал в декабре 2014 г. Срок ее действия истекает 1 июля 2016 г. Налогоплательщики, задекларировавшие активы, получают полное освобождение от уголовного и административного преследования (в основном по налоговым нарушениям) и от уплаты налогов за прошлые периоды.
На индивидуальных предпринимателей (ИП) приходится 25% всех доходов бюджета от малого и среднего бизнеса, свидетельствуют данные Минэкономразвития. По данным ФНС, к концу 2015 г. их было зарегистрировано 3,5 млн человек. Около 2,5 млн человек Минтруд называет самозанятыми (к ним относятся те, кто платит страховые взносы, и получает патенты). "Теневой" рынок труда может быть оценен примерно в 12 млн человек, говорит представитель министерства.
В 2016 г. их ряды будут только расти, уверен директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Прибыло их и в 2015 г.: занятых в экономике стало больше, а работников на предприятиях – меньше.
Физическое лицо платит 13%-ный подоходный налог, а ИП пользуются упрощенной системой, приобретают патенты или платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД), напоминает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Стоимость патента зависит от вида деятельности, объясняет он, а размер ЕНВД – от базовой доходности: если предприниматель содержит ресторан – от площади, если маршрутки – от количества машин и т. д.
Деталей пока нет, признает чиновник финансово-экономического блока, но важно создать удобную и комфортную процедуру. Можно разрешить заниматься некоторыми видами предпринимательства без регистрации, рассуждает другой федеральный чиновник. Например, репетиторством, уборкой жилых помещений, переводами, уходом за больными, помогать в ведении домашнего хозяйства. Можно освободить легализовавшихся предпринимателей, по его мнению, и от обязанности применять контрольно-кассовую технику и вести бухучет.
Попытка вывести предпринимателей из тени была предпринята в 2013 г. с вводом патентной системы. Но за 2013–2014 гг. было выдано чуть больше 200 000 патентов по 48 видам деятельности, а налогов с получивших патенты собрали всего 3,2 млрд руб., свидетельствуют данные ФНС. Для сравнения: общие поступления от ИП в бюджет за январь – декабрь 2015 г. составили 96,2 млрд руб.
Вряд ли предприниматели захотят воспользоваться амнистией, скептичен Костальгин: это миф, что бизнес пугают только налоги, главная проблема – нет доверия к государству. Доходы самозанятых обычно невелики, поэтому они едва ли захотят регистрироваться – через три года платить налог все равно придется, согласен вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
Руководитель проектов «Деловой России» Анастасия Алехнович верит, что люди начнут регистрироваться добровольно, ведь, не платя налоги, они рискуют оказаться обвиненными в незаконном предпринимательстве. Вычислить помощницу по дому или репетитора иначе, чем получив жалобу, практически невозможно, не согласен Костальгин.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)