Экономика
Бесплатный
Юрий Нехайчук
Статья опубликована в № 4021 от 24.02.2016 под заголовком: Бюджетный маневр

Минтранс нашел около 70 млрд рублей для строительства региональных дорог

Это доходы самих же регионов, которые он предлагает передать дорожным фондам

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект поправок в Бюджетный кодекс, добавляющих новые источники финансирования региональных дорожных фондов. Так министерство намерено добиться цели удвоить строительство и реконструкцию региональных и местных дорог, говорится в пояснительной записке.

Сейчас в региональные фонды поступают топливные акцизы, транспортный налог, трансферты из федерального бюджета местным, а также иные доходы согласно законодательству региона, перечисляет Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Дополнительно пополнять дорожные фонды Минтранс предлагает самим же регионам, передав им часть доходов: в частности, от аренды земельных участков и парковок в полосе отвода автодорог, штрафов за несоблюдение правил дорожного движения (ПДД) и с подрядчиков, которые нарушили условия дорожных госконтрактов. В ценах 2014 г. это увеличило бы фонды минимум на 67,2 млрд руб., в основном за счет штрафов за нарушение ПДД – 51 млрд руб., следует из пояснительной записки. По оценкам S&P, за 11 месяцев 2015 г. региональные фонды выросли до 615,4 млрд руб. с 590,8 млрд в 2014 г. (см. график). По данным Росавтодора, в 2016 г. регионы должны потратить на дороги 548,1 млрд руб.

Есть два поручения президента, отмечает представитель Росавтодора: к 2019 г. привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог и к 2022 г. – удвоить строительство всех дорог в стране. Сейчас, по его словам, в нормативном состоянии более 63,5% федеральных трасс и около 37% дорог в регионах.

Доходы, которые Минтранс предлагает отдать фондам, связаны с дорогами и должны идти на пополнение фондов, считает Николай Захаров из «НЭО центра». Но 67,2 млрд руб. не хватит, чтобы значительно увеличить строительство новых дорог, – в среднем по 800 млн руб. на регион, за эти деньги можно построить 5–10 км дорог, одну небольшую развязку или 10 небольших мостов, подсчитал он. Вероятно, новые поступления будут использованы регионами для содержания и текущего ремонта дорог, полагает Захаров.

Кроме того, Минтранс предлагает в поправках решить проблемы долгов регионов перед их дорожными фондами: по его данным, в 2014 г. регионы не перечислили в фонды 21,9 млрд руб. от акцизов и транспортного налога. Министерство хочет обязать регионы отдавать фондам разницу между собранными налогами и расходами фондов (за вычетом федеральной помощи).

Пока проект проходит стадию общественных обсуждений и межведомственного согласования, потом будет направлен в правительство, уточнил представитель Минтранса. Представители профильного вице-премьера Аркадия Дворковича и Минфина не ответили на запросы «Ведомостей». В Минэкономразвития проект пока не поступал, замечает его представитель.

Это небольшие суммы в сравнении с доходами консолидированного бюджета регионов, замечает ведущий аналитик S&P Карен Вартапетов: в 2015 г. – 7,6 трлн руб. Минтранс пытается решить проблему дорог за счет регионов, замечает директор по региональным и инфраструктурным рейтингам «Рус-рейтинга» Антон Табах. Предложение Минтранса не снизит доходы регионов – фонды являются частью их бюджетов, – но точно снизит гибкость их расходов, считает Вартапетов. Регионам может оказаться сложнее оптимизировать расходы в условиях ожидаемой стагнации доходов, предупреждает он.

Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, говорится в записке Минтранса. Но если доходы регионов снизятся, то могут вырасти трансферты из федерального бюджета, замечает Суслина.