Статья опубликована в № 4032 от 14.03.2016 под заголовком: Конституция «Платона»

«Платон» проверят на Конституции уже весной

Есть риски возрождения параллельной налоговой системы, предупреждают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Конституционный суд (КС) принял к рассмотрению запрос о соответствии Конституции законодательства о введении платы за проезд тяжелых грузовиков, рассказал один из заявителей, депутат от КПРФ Вадим Соловьев.

Плата за «Платон» не соответствует ст. 57 Конституции, поскольку введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом или другим законом о налогах и сборах, говорилось в заявлении 92 депутатов КПРФ в КС. Сам суд неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом, напоминают авторы запроса.

До 10 апреля должна быть определена дата публичного заседания по делу, возможно, в апреле, отмечает представитель КС. Заключение на запрос должна дать Генпрокуратура. Ее представитель не ответил на вопрос о готовности заключения. Вероятно, на заседание будут приглашены представители Минтранса, Минэкономразвития, уполномоченного по правам предпринимателей и ТПП, добавляет представитель КС.

КС еще не запрашивал позицию Минюста и Минэкономразвития, говорят представители обоих министерств. Обсуждать позицию правительства пока преждевременно, замечает полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский. В Минтрансе ждут выводов суда, говорит представитель ведомства. Представитель «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) – оператора «Платона» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест») – не ответил на запрос.

Хотя «Платон» помогает уйти от нечестной конкуренции и нелегальных перевозок, в кризис такие механизмы не вводятся, замечает бизнес-омбудсмен Борис Титов, запущен «Платон» был совершенно не вовремя. Но отменять систему не имеет смысла – вложены огромные средства, говорит Титов, а главное требование бизнеса услышали: тариф на проезд снижен.

«Платон» запущен с 15 ноября, проезд 1 км федеральной трассы обходится грузовику (массой более 12 т) в 1,53 руб., тариф действует до осени (прежний график предполагал его повышение до 3,06 руб. с 1 марта). Система стала причиной недовольства водителей по всей стране.

Экономика «Платона»

39,5 млрд руб. такие сборы с дальнобойщиков ожидались в 2016 г. Но доходы государства от «Платона» стремительно падают. Из-за замораживания тарифа до осени они будут меньше на 16,6 млрд руб., оценивалось в проекте антикризисного плана. 8,2 млрд руб. регионы потеряют из-за налогового вычета из транспортного налога. 10,6 млрд руб. будет выплачено РТИТС

Плата за «Платон» содержит все признаки налоговых платежей, но законом о ее ведении не установлен ни один ее существенный элемент: объект и база, ставка или критерии ее определения, порядок и сроки уплаты в бюджет, не соблюдены конституционные принципы справедливости и соразмерности налогообложения, нет экономического обоснования сбора, не учтена фактическая способность к уплате налога, считает профессор Высшей школы экономики Елена Лукьянова. У налога есть четыре признака: обязательность, безвозмездность, принудительность и безвозвратность платежа, перечисляет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Еще один формальный признак – поручение президента отменить для большегрузов транспортный налог из-за запрета двойного налогообложения, замечает он. Платеж обязательный и предназначен для финансирования затрат, связанных с выполнением государством его функций, говорит и партнер «ФБК Право» Галина Акчурина, а введен с нарушением Налогового кодекса и Конституции.

С другой стороны, платеж – условие для проезда по дорогам общего пользования, что характерно для сборов, продолжает Акчурина. «Да, грузовики ездят по дорогам, но и граждане ходят по улицам, можно было бы ввести сбор за проход по Тверской улице», – иронизирует Пепеляев.

Если КС признает, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, может возродиться скрытая параллельная налоговая система, опасается Пепеляев. Похожая ситуация сложилась в конце 90-х гг., вспоминает он, в 1996–1997 гг. КС уже отменял своими решениями замаскированные под сборы налоговые платежи, например пограничный сбор за оформление на границе. С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитали эксперты ТПП. Нужен реестр публичных платежей, которые формально не подпадают ни под налоги, ни под сборы, считает Акчурина. Необходимо провести их инвентаризацию и упорядочить, чтобы можно было оценить реальную нагрузку на бизнес, продолжает она. В марте президент Владимир Путин поручил ТПП, Агентству стратегических инициатив и правительству подготовить дорожную карту по неналоговым платежам: разработать единые подходы.

Отменить «Платон», включив сбор в топливный акциз, предлагал в декабре президентский Совет по правам человека. С 1 апреля акциз на бензин вырос на 2 руб., на дизтопливо – на 1 руб. С небольшим интервалом введен «Платон» и повышены акцизы, возмущен член общественного совета при Минтрансе.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more