Контроль над закупками госкомпаний будет усилен

Три застрявших в Думе законопроекта будут приняты в весеннюю сессию
Законопроекты, которые должны перевести закупки в электронный вид, а также ограничить количество разрешенных процедур закупок и электронных площадок, забуксовали в Госдуме/ Е. Разумный/ Ведомости

Перевод торгов в электронный вид опрошенные «Ведомостями» компании не пугает. У «Росатома» 99% всех открытых конкурентных закупок проходит в электронном виде уже три года, так прозрачнее, быстрее и это позволяет интегрироваться с внутренними автоматизированными системами закупок компании, говорит председатель центрального арбитражного комитета «Росатома» Павел Тихомиров. По словам Дараселии, ФАУ Минобороны «ЦСКА» проводит около 15% закупок в электронной форме, но перевести полностью в электронный вид все конкурентные закупки будет несложно – главное, чтобы площадки справились. У РЖД доля открытых торгов в электронной форме – 53% от суммы конкурсных закупок, говорит ее представитель.

Премьер Дмитрий Медведев принял все необходимые решения, чтобы принять три закона о закупках, заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (цитата по сайту правительства) после совещания в пятницу. «Были даны поручения доработать законопроекты, которые уже находятся в Госдуме, и обеспечить их принятие», – передал через пресс-службу замминистра экономического развития Евгений Елин. Представитель Медведева не комментирует закрытую часть совещания. В весеннюю сессию законопроект будет принят, считает еще один участник совещания, председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.

Главные темы – переход на электронные торги, минимизация закупок у единственного поставщика и возможностей отказа от заключения контракта по итогам отборов, перечислил Аксаков. В XXI в. немножко уже стыдно видеть вот эти конверты, которые приносят в комиссии по рассмотрению соответствующих заявок по госзакупкам, отметил Артемьев.

На электронный аукцион приходится 1–3% закупок госкомпаний (см. график). Увеличение доли закупок через электронные торги на 1 п. п. сэкономит 7 млрд руб. в год, говорил в сентябре министр экономразвития Алексей Улюкаев. Бумажные процедуры оставляют возможность фальсификации – подмены документов, преждевременного вскрытия заявок, объясняло Минэкономразвития. Бумажные торги неудобны как заказчикам (прием, учет, хранение документов), так и участникам: на один конкурс прислали девять томов по 600 страниц документов, рассказывает ведущий специалист отделения закупок ФАУ Минобороны «ЦСКА» Леван Дараселия.

Законопроекты, которые должны перевести закупки в электронный вид, а также ограничить количество разрешенных процедур закупок и электронных площадок (со 160 до менее 10), забуксовали в Госдуме. Ожидалось, что они будут приняты в осеннюю сессию. Главное государственно-правовое управление администрации президента указывает на ряд технически важных деталей, объяснил задержку Артемьев. Против выступили и госкомпании: в сентябре президент «Роснефти» Игорь Сечин просил Медведева, а в декабре «Газпром» – первого вице-премьера Игоря Шувалова и спикера Госдумы Сергея Нарышкина скорректировать проект. Минэкономразвития готово рассмотреть компромиссные варианты, говорил тогда Елин.

У «Алросы» в 2015 г. в электронном виде прошло 19% суммы и 67% числа закупок, говорит вице-президент Ринат Гизатулин. Переход только на электронные закупки создаст трудности с закупкой сложных услуг: этот функционал собственной ЭТП еще дорабатывается, говорит он.

Ограниченное количество площадок может вызвать сложности, признают участники рынка. Технически перейти можно на любую площадку, но уйдет как минимум полгода на настройку с внутренними системами, это дополнительные затраты, говорит Тихомиров. Это болезненный момент, признает директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов: площадки – это не магазины, они технологически привязаны к производственным процессам компаний, непонятно, почему вместо универсальных площадок не сделать одного регистратора, через которого следить за площадками и подключать участников.