Создание транспортных коридоров Китай – Приморье оценили в 315 млрд рублей

Они принесут инвесторам 10–15% годовых, подсчитали Минвостокразвития и McKinsey
Проекты с Китаем увеличат грузооборот российских дальневосточных портов/ Юрий Смитюк/ ТАСС

В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация McKinsey для Минвостокразвития к совещанию у полпреда президента по Дальневосточному округу и вице-премьера Юрия Трутнева. Реализация двух транспортных коридоров, что свяжут северные провинции Китая и порты юга Приморского края, может стоить до 315 млрд руб. и дать инвесторам 10–15% годовых, говорится в ней.

Два проекта в рамках Свободного порта Владивосток за счет иностранных инвесторов Трутнев одобрил в 2014 г. Их цель – создание альтернативной логистики для китайских грузоотправителей из северо-восточных провинций, увеличение грузооборота портов Приморского края на 30-45 млн т и создание до 3000 рабочих мест на период строительства и 4000 - при эксплуатации, объясняет министр развития Дальнего Востока Александр Галушка. McKinsey не комментирует проект.

Северные китайские провинции страдают из-за отсутствия выхода к морю, замечает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев: внутренние железнодорожные линии перегружены, и выход на Зарубино был бы полезен китайской стороне, позволив разгрузить порты Даляня и Тяньцзиня. Китайские экспортеры и производители сэкономят на выходе к морю и иностранным рынкам, удешевят транзит в центральные и южные провинции КНР. Экономия при доставке автотранспортом составит до $20 за тонну, а по железной дороге – до $10, или до $0,7 млрд в год, подсчитала McKinsey; Приморье же получит до 10% от внутреннего китайского грузопотока между северными и центральными провинциями (30–45 млн т к 2030 г.), это удвоит грузооборот дальневосточных портов, увеличит ВРП – на 29 млрд руб. к 2030 г., налоги – на 5,7 млрд.

Пока гарантий грузопотока нет, ставка на внутренние китайские водные перевозки сомнительна, замечает сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Иван Зуенко: на первом этапе речь может идти лишь о доходах от стивидорных услуг при перевалке дешевых сыпучих грузов – в соседних провинциях КНР нет высокотехнологичной промышленности.

«Приморье-1» и «Приморье-2» состоят из отдельных инфраструктурных инвестпроектов, каждый способен привлечь инвесторов, замечает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков. Фонд уже ведет переговоры с инвесторами, предлагая льготное финансирование (до 5% годовых в рублях). Свои переговоры ведет и Минвостокразвития, говорит чиновник министерства. В КНР поддерживают идею транзита, в частности, через Зарубино, но сейчас аккуратны в инвестициях в иностранную инфраструктуру, замечает Габуев. В стране развернута антикоррупционная кампания, негативно будет влиять и опыт строительства моста Нижнеленинское – Тунцзян, который пока построен лишь с китайской стороны до российского берега, объясняет Габуев.

Основной объект «Приморья-2» – порт Зарубино – развивает группа «Сумма». Она намерена построить зерновой и контейнерный терминалы, а припортовую инфраструктуру (причалы, дноуглубительные работы, автомобильные и железнодорожные подъезды), как и при строительстве других портов в России, необходимо профинансировать из средств госкомпаний или федеральных и региональных целевых программ, через совместные программы с РЖД, «Росморпортом», объясняет представитель группы. Он не раскрывает окончательного размера инвестиций, но, по его словам, компания завершила разработку финансовой модели порта. Владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов оценивал расходы на подготовительные работы и землю до $100 млн. Представитель ФГУП «Росморпорт» не смог вчера уточнить размер расходов на Зарубино, пообещав это сделать позже.

Заинтересоваться проектами, по мнению Габуева, могут китайский Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Банк развития БРИКС, «под чьи мандаты он подходит». «Сумма» вела переговоры с China Merchants Group. «Китайцы сохраняют интерес к проекту», – замечает человек, близкий к «Сумме». Проект нужен, но у инвесторов пока нет уверенности, что государство выполнит обещания по модернизации переходов и упрощению транзитных процедур, считает Зуенко. Нормы закона о Свободном порте Владивосток, облегчающие эти процедуры, вступят в силу уже в октябре 2016 г., успокаивает представитель Минвостокразвития.

В КНР сейчас обсуждают создание транспортного коридора Маньчжурия – Суйфэньхэ, который станет не только продолжением «Приморья-1», но, по сути, позволит восстановить КВЖД, создаст прямой путь Иркутск – Владивосток, что снизит нагрузку на Транссиб и БАМ-2, говорит президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.