ЦБ не смягчил политику, но смягчил риторику

Помешать ему снизить ставку может правительство, планы которого по расходам неясны
ЦБ не понижал ставку с августа 2015 г./ Е. Разумный/ Ведомости

Банк России сохранил в пятницу ключевую ставку на уровне 11%. Совет директоров ЦБ указал на замедление инфляции и признаки улучшения в экономике при повышенных инфляционных рисках.

Денежно-кредитная политика ЦБ переходит от умеренно жесткой к очень жесткой, писали неделю назад в обзоре Иван Чакаров и Екатерина Власова из Сiti. Реальные процентные ставки достигли максимума (см. график), а это мешает восстановлению экономики, считают они. Среднее значение реальных ставок снизилось за месяц на 10 б. п. – до 130 б. п., подсчитал Дмитрий Грицкевич из Промсвязьбанка, при этом реальная ставка ЦБ выросла до 370 б. п.

Но в целом комментарии ЦБ остаются относительно жесткими, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: ЦБ прогнозирует рост ВВП уже со второго полугодия и несколько раз упомянул о неопределенном тренде зарплат. Сохраняются повышенные инфляционные риски, предупреждает ЦБ. Среди них неоднозначные изменения в динамике номинальной зарплаты, не ясны планы правительства – не определены параметры индексации зарплат и пенсий, отсутствует среднесрочная стратегия бюджетной консолидации.

Решение совпало с консенсус-прогнозом: из 40 экономистов, опрошенных Bloomberg, только шестеро допускали снижение ставки до 10,5%. А также Минэкономразвития, следует из комментария его представителя «Интерфаксу».

Инфляция заметно снизилась, признает ЦБ (годовая – 7,3% на 25 апреля), но есть риски, что снижение неустойчивое и во многом обусловлено временными факторами. Это отказ правительства от индексации зарплат госслужащих, решения ограничить индексацию пенсий и тарифов, а также снижение мировых цен на продовольствие. В середине 2016 г. ЦБ допускает временное ускорение роста потребительских цен из-за эффекта низкой базы, но по-прежнему ждет годовой инфляции в 5% в апреле 2017 г. и 4% – в конце 2017 г.

Но снижение ставок в экономике продолжится и при неизменности ключевой ставки, говорится в сообщении ЦБ. Расходование средств резервного фонда будет способствовать переходу банковского сектора к структурному профициту ликвидности (не ЦБ кредитует банки, а они его – депозиты в ЦБ становятся больше долга перед регулятором). Улучшение ситуации с ликвидностью уже привело к снижению депозитных ставок, отмечал Дмитрий Полевой из ING.

ЦБ не понижал ставку с августа 2015 г. В начале 2016 г. из-за спада цены нефти, вызвавшего ослабление рубля и усилившего финансовые и инфляционные риски, его риторика ужесточилась: вместо обещаний возобновить снижение ставки по мере снижения инфляционных рисков регулятор предупредил о возможности ужесточения денежно-кредитной политики. А в марте ЦБ заявил, что умеренно жесткую политику, возможно, придется проводить дольше, чем рассчитывали.

На этот раз ЦБ сменил «ястребиный» настрой, вернув в пресс-релиз прежнюю «голубиную» фразу о возможности снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний совета директоров. «Ястребы улетают с Неглинной», – охарактеризовали комментарии ЦБ аналитики JPMorgan. Минэкономразвития ожидает, что при сохранении текущих тенденций в экономике ставка может быть снижена на заседании совета директоров ЦБ 10 июня.

Снижение ставки было бы возможно уже в июне, если инфляция в мае снизится, но скорее всего в ближайшие месяцы она вырастет, полагает Лиза Ермоленко из Capital Economics. Цикл снижения ставки, вероятно, не возобновится до III квартала, продолжает она, к концу года ставка снизится лишь до 10%. Полевой ждет снижения ставки в июне до 10,5% и до 9% к концу года.

Снижение ставки уже в июне возможно только при совпадении ряда условий, перечисляет Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»: нефть дороже $40/барр.; рубль не слабеет; инфляция не выше 8%; инфляционные ожидания должны снизиться, а рост номинальных зарплат – замедлиться с февральских 9 до 5–6%. Иначе снижение ставки произойдет не раньше второго полугодия 2016 г., считает он. Изменение ставки зависит от котировок нефти, отмечает Кузьмин: при $40/барр. она может быть снижена только до 10% к концу 2016 г., при $45 – до 9%, при $30 – до конца года не изменится.

Из-за отсутствия решения о размере индексации пенсий во втором полугодии 2016 г. и планов на 2017 г. у ЦБ остаются все аргументы против понижения ставки, замечает Орлова. Обсуждение индексации пенсий и тарифной политики на 2017 г. продолжится до IV квартала 2016 г., это аргументы против снижения ставки, согласны аналитики «ВТБ капитала». Вероятно, обещание понизить ставку – реакция на критику в адрес ЦБ, считает Орлова, на уровне 11% ставка останется до конца года.