Госбанки просятся в партнеры государства в инфраструктурных проектах

Получится государственно-государственное партнерство
Госбанки горят желанием помочь строить/ М. Стулов/ Ведомости

Сегодня ГЧП у нас, честно говоря, встало», – заявил Костин на форуме «Стратегическое партнерство 1520» и призвал поправить закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП; его слова по «Интерфаксу»). Действующий закон запрещает госбанкам и госкомпаниям быть стороной соглашения по проектам ГЧП или участвовать на стороне частного партнерства. Но госбанки были важным партнером для частных компаний, без их поддержки «ГЧП не очень заработает», особенно крупные инфраструктурные проекты, для которых нужны большие инвестиции, опасается Костин.

Федеральный закон о ГЧП вступил в силу с 2016 г. Он запрещает брать в партнеры компании с госучастием выше 50%. Это затрудняет участие госбанков в проектах, говорит управляющий директор Газпромбанка Павел Бруссер. Норма об отсечении госкомпаний активно обсуждалась, когда готовился закон, напоминает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, ее предлагали заморозить на три года, но потом отказались от этой идеи.

Представителю ВТБ нечего добавить к словам Костина. Госбанки просили снять ограничение, комментирует представитель Минэкономразвития, но министерство не согласно. Основная цель закона о ГЧП – привлечение именно частных инвестиций в публичную инфраструктуру, это повысит качество услуг и будет способствовать формированию ее частных собственников, объясняет представитель Минэкономразвития, а в перспективе – снижению участия государства в экономике.

Отличия от концессии

В концессии объект находится в собственности государства, а в ГЧП-проектах – не всегда, говорит Скрипников. Поэтому при ГЧП объект можно заложить в банке, чтобы получить более комфортное финансирование, объясняет он. Перед началом ГЧП-проекта необходима экспертиза, доказывающая, что он эффективнее госконтракта.

Пока еще не было федеральных проектов, заключенных по действующему закону, но в регионах есть проекты, которые реализуются по местным законам, уточняет Бруссер. До сих пор федеральные инфраструктурные проекты реализуются на условиях концессий, а для них таких ограничений по партнерам нет (см. врез), говорит Иванова. Рынок перекошен в сторону госбанков, комментирует консультант автодорожных проектов. Строители никогда не знают, дадут им денег или нет, поэтому предпочитают, до того как выйти на конкурс, объединиться с банками, говорит советник Dentons Илья Скрипников. Рынок инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций фактически поделен примерно поровну между тремя финансовыми инвесторами: ВТБ, Газпромбанком и УК «Лидер» (Газпромбанк входит в число ее акционеров, но фактически это две независимые компании), рассказывает Скрипников. Из группы ВТБ в проектах чаще всего участвует «ВТБ капитал», например входит в консорциум «Магистрали двух столиц», которая строит один из участков трассы Москва – Санкт-Петербург. Газпромбанк и «ВТБ капитал» входят в консорциум «Магистраль Северной столицы» – концессионера Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. УК «Лидер» – участник консорциума «Юго-восточная магистраль», подавшего единственную заявку на 4-й участок ЦКАД.

Приняв участие в финансировании первых проектов, госбанки получили преимущество на следующих конкурсах и надолго стали лидерами в консорциумах, рассказывает Скрипников, только недавно на рынке начали появляться строительные компании, готовые потеснить их. У госбанков уникальный опыт, есть административный ресурс, они могут предоставить крупное финансирование, отмечает консультант дорожных проектов. Но у этих преимуществ есть и обратная сторона, продолжает он: качественные проекты зачастую просто не доходят до частных банков, да и сами они не спешат заниматься ГЧП – ниша-то занята. Из-за отсутствия конкуренции компании, участвующие в ГЧП, получают финансирование по выгодной госбанкам стоимости, объясняет консультант. Страдает и строительный рынок: госбанки предпочитают входить в капитал проектных компаний с контрольной долей, большинство из них привыкли работать с одними и теми же подрядными компаниями, что закрывает рынок для новых, в том числе иностранных, игроков.

Ограничение появилось в законе о ГЧП специально, чтобы привлекать частные деньги, для остальных проектов есть концессия, говорит Иванова. Закон о ГЧП не ограничивает возможности госбанков кредитовать такие проекты, отмечает представитель Минэкономразвития, более того, предусмотрена передача объекта в залог финансирующей организации. Финансирование соответствует роли банков, но они хотят входить в акционерный капитал проектных компаний, поскольку там более высокая доходность, чем у финансистов, поясняет Иванова.