Статья опубликована в № 4111 от 07.07.2016 под заголовком: Минфин добавит нефтяникам доход

Минфин пожертвовал бюджетом ради нефтяников

Готовится налоговая реформа для отрасли
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минфин подготовил новые параметры налоговой реформы для нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сказали два федеральных чиновника, знакомых с материалами Минфина. Презентация есть у «Ведомостей».

Реформа будет распространяться как на новые (первая группа), так и на некоторые старые месторождения (вторая группа – для нее будет подготовлен список пилотных проектов). Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать 10 млн т, для новых ограничения нет.

С нефтяников будет взиматься 50% с доходов от продажи нефти (это и есть НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. за 1 т. НДПИ вместе с экспортной пошлиной вычисляются по формуле, представленной на схеме на стр. 05; при $50/барр. НДПИ на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50/барр. (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Сейчас при $50/барр. НДПИ и экспортная пошлина составляют 57% от цены, для проектов с льготами по НДПИ – 50%, для новых проектов с льготами по пошлинам – 13,2%, говорит участник обсуждений. Для новых месторождений с льготами текущая налоговая нагрузка незначительно повышается, а для зрелых – значительно (на 16 процентных пунктов при $50/барр.) снижается, указывает собеседник «Ведомостей».

В итоге выпадающие доходы бюджета, признает финансовый чиновник, составят 34–40 млрд руб. в год, если реформа коснется пилотных проектов с добычей до 10 млн т.

Если список пилотов расширится и суммарная их добыча будет достигать 15 млн т, то потери возрастут до 50 млрд руб. Для компенсации этих потерь добыча должна вырасти на 20–30%, говорится в презентации. Сколько всего будет пилотных проектов, зависит от возможностей нефтяных лоббистов, говорит один из чиновников.

Представитель Минфина объясняет причину щедрости: «Минфин действительно подготовил такие предложения. Но с учетом наличия структурного дефицита федерального бюджета и принимаемых мер бюджетной консолидации налоговый эксперимент для старых месторождений возможен только при условии компенсации выпадающих доходов – через повышение ставки НДПИ для месторождений, в отношении которых НДД не планируется». На сколько именно должен быть повышен НДПИ, он не сказал.

Министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДПИ в январе, с тех пор Минфин не возвращался к этой теме. Компании перевели было дух. Но повышение НДПИ может быть оформлено, например, через ускорение налогового маневра, который сейчас, по словам трех федеральных чиновников, обсуждается в Минфине: обнуление пошлин и сильное повышение НДПИ – это приведет к росту доходов бюджета, налоговая база НДПИ больше, чем пошлин.

Обычные многоходовки Минфина: одной рукой понижает налоги, другой повышает, смеется один из участников обсуждений в Минфине. Налоговая нагрузка на нефтяников сейчас неоправданно велика, в том числе из-за частичного замораживания маневра (НДПИ повысился, а пошлины не снизились), жалуется сотрудник нефтяной компании.

Но ситуация в бюджете сложная, Минфин даже предложил зафиксировать расходы в номинальном выражении на уровне 2016 г. «40 млрд руб. – это довольно крупные потери, окончательно вопрос будет решаться осенью», – говорит высокопоставленный чиновник.

У НДД сложная судьба: Минфин и Минэнерго жестко воевали из-за этого налога. Изначально, зимой, Минфин подготовил законопроект, в котором параметры были гораздо жестче, в таком виде закон сильно повышал нагрузку на месторождения, где действуют льготы по НДПИ и пошлинам. Минэнерго поставило ультиматум: никаких новых месторождений, реформа должна быть только для старых. Минфин предлагал Минэнерго разработать собственные, более мягкие параметры, но Минэнерго отказывалось на протяжении нескольких месяцев, и Минфин решил смягчить реформу по-своему.

Минфин и правда во многом уступил, изменил архитектуру самого налога, говорит сотрудник нефтяной компании (см. схему). Во-первых, снизилась ставка, изначально было 70%; было выше и ограничение по затратам.

Минфин также предлагал фиксированную ставку НДПИ, напоминает участник обсуждения, а сейчас министерство согласилось с возражениями Минэнерго – ставка должна быть привязана к колебанию цены на нефть.

Но возможное повышение НДПИ все это просто девальвирует – игра с нулевой суммой, подчеркивает сотрудник нефтяной компании.

«Новые параметры министерства получили», – говорит представитель Минэнерго. Сейчас они обрабатываются, совещаний с компаниями еще не проводилось, отмечает чиновник Минэнерго.

Опрошенные «Ведомостями» нефтяные компании не стали комментировать налоговую реформу.

40–50 млрд руб. в масштабах всей отрасли – небольшой выигрыш, говорит портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев: «Логика реформы, видимо, такая – чтобы нефтяники не сильно выиграли». Но все равно для отрасли НДД будет позитивен: изменяется сам принцип налогообложения, это повысит коэффициент извлечения нефти на старых месторождениях, считает Вахрамеев. Сейчас он в России очень низок (около 30%), возможный значительный его рост даст сильное увеличение добычи, надеется он.

Читать ещё
Preloader more