Статья опубликована в № 4117 от 15.07.2016 под заголовком: Госкомпании просят свободы

Госкомпании попросили упростить будущий закон о закупках

Откорректировать документ не удается уже больше года

Госкомпании хотят, чтобы и после изменения законодательства у них было больше свободы выбора способа закупки, чем у государства, сказал председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по закупкам Антон Емельянов, подводя итоги обсуждения поправок.

С начала 2016 г. госкомпании разместили извещений о закупках на 10,4 трлн руб., заказ государства за это же время – 2,8 трлн руб. (по данным zakupki.gov.ru на 13 июля).

Ограничение способов закупки – одно из самых серьезных ужесточений закона о закупках госкомпаний. Сейчас они могут выбрать любой способ. На не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,43% их заказа. Среди них, например, «наш любимый способ закупки», «неконкурентная закупка», «прямой выбор». Минэкономразвития и ФАС не раз говорили, что считают «иные» способы маскировкой закупки у единственного поставщика. По сути, более 96% закупок госкомпаний проходит без конкуренции, сказано в докладе Минэкономразвития (см. график).

Больше года в Госдуме находятся поправки, которые оставляют госкомпаниям только те способы закупки, что есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 млн руб. В таком виде законопроект был принят в первом чтении в сентябре 2015 г. Ожидалось, что он пройдет второе и третье чтения в осеннюю сессию. Против выступили госкомпании: «Роснефть» и «Газпром» просили власти скорректировать проект. Правительство, со своей стороны, пришло к необходимости радикальной реформы – распространить ограничения на все закупки, перевести 100% в электронный вид (отказаться от «бумажных» конкурсов) и резко сократить количество площадок (со 160 до 3–12, звучали разные варианты).

Но в итоге правительство пошло на компромисс, в поправках, внесенных ко второму чтению (копия есть у «Ведомостей»), речь идет об ограничениях для закупок до 5 млн руб. Это должно упростить доступ к закупкам госкомпаний малому и среднему бизнесу.

Рассмотреть эти поправки до конца весенней сессии Госдума не успела. Минэкономразвития постоянно ведет диалог с заинтересованными организациями, отмечает его представитель.

Введение закрытого перечня способов торгов только для закупок до 5 млн руб. госкомпании воспринимают как первый шаг, понимая, что потом ограничение могут распространить на все закупки, говорит Емельянов. И это нормальная практика – попробовать на небольшом сегменте и, если все пройдет хорошо, расширить, считает он.

ТПП будет две недели собирать предложения госкомпаний, а затем планирует их обсудить с представителями власти. Нужна упрощенная процедура торгов для малого и среднего бизнеса, не по предложенным процедурам, а по единой и более простой, может быть, выделить их на единственную электронную торговую площадку, больше похожую на интернет-магазин, предлагает директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов. Нужно подумать о том, чтобы полностью вывести закупки у компаний внутри группы и из-под действия закона, комментирует Зафесов.

Закон не учитывает специфики вертикально-интегрированных компаний со значительным числом внутригрупповых закупок, жаловались в февральском письме премьеру «Роснефть» и «Газпром», закупка услуг по разведке и добыче – не рыночные сделки, убеждали они. Представители «Газпрома» и «Роснефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

ФАС и Минэкономразвития зря считают, что «иные» – это всегда неконкурентная закупка, часто у госкомпаний процедура не «запрос котировок», а «запрос цен», говорит один из участников совещания. Если не считать внутригрупповые закупки и не приравнивать все «иные» закупки к единственному поставщику, то у госкомпаний закупки окажутся более конкурентными, чем у государства (доля закупок у единственного поставщика – 20,2%), потому что компании как коммерческие структуры больше настроены на повышение эффективности, говорит он.