Статья опубликована в № 4132 от 05.08.2016 под заголовком: Рычаг для Артемьева

Федеральная антимонопольная служба хочет следить за другими ведомствами

И предлагает Путину поручить ей проверку того, как чиновники развивают конкуренцию

Содействие развитию конкуренции должно стать приоритетом для президента и правительства, госорганов и муниципалитетов, говорится в проекте указа президента об основных направлениях антимонопольной политики (копия есть у «Ведомостей»). Его разработала ФАС и направила в Генпрокуратуру, Минэкономразвития, МИД, ТПП и Общественную палату, подтвердил представитель ФАС, предполагается, что все они будут участвовать в исполнении указа. Документ изучается, лаконичен представитель Минэкономразвития.

Сделать конкуренцию приоритетом госполитики руководитель ФАС Игорь Артемьев призывал еще в 2009 г. Теперь он предлагает президенту Владимиру Путину одобрить Национальный план развития конкуренции на 2017–2018 гг. и обязать правительство реализовать его. Координировать выполнение плана ФАС готова сама, следует из проекта указа.

Правительство должно до 1 февраля 2017 г. определить ключевые показатели развития конкуренции (в том числе для регионов и отдельно по отраслям), до 1 июля – представить предложения по снижению административных барьеров. Минис­терства и ведомства должны написать дорожные карты развития конкуренции для своих отраслей. Госкомпании и естественные монополии – принять программы развития конкуренции среди своих поставщиков. А также по повышению качества управления закупками и соблюдению антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).

Импортозамещения по-новому

ФАС предлагает корректировать некоторые правительственные программы. Все ограничения и запреты, создающие приоритеты для товаров и услуг, должны быть пересмотрены. Правительство должно до 1 июля 2017 г. утвердить стандарт оценки эффективности проектов импортозамещения и их влияния на конкуренцию, сделать основной идеей импортозамещения предотвращение угрозы национальной безопасности страны, включая фармацевтическую и продовольственную безопасность. Кроме того, ФАС в новом виде пытается вернуться к идее обязать бизнес отдавать часть заказа малому бизнесу. На этот раз – компании с выручкой свыше 7 млрд руб. и получающие господдержку, предложенная квота – 10% от годового заказа.

Все законопроекты должны будут проверяться – не ограничивают ли они конкуренцию. Генпрокуратура – помогать ФАС сотрудничать со Следственным комитетом, МВД и ФСБ, а также вместе с ФАС пресекать продажу контрафакта. Верховному суду по проекту рекомендовано изучить практику судов и разъяснить применение законодательства – антимонопольного, тарифного, о закупках государства и госкомпаний.

Регионам рекомендовано отчитываться перед ФАС – их руководители должны будут направлять в службу ежегодные отчеты о внедрении дорожной карты с обсуждением итогов на Государственном совете, подчеркивает руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский, ФАС тем самым приобретает больший вес во взаимодействии с регионами.

Реформа антимонопольного ре­гулирования в основном завершена, говорится в пояснительной записке, дорожная карта по развитию конкуренции закрыта в 2015 г. – и теперь нужен единый программный документ для органов власти всех уровней. Нормы антимонопольного законодательства отнесены к основам конституционного строя и свободам человека, проект указа реализует Конституцию, комментирует представитель ФАС.

Государству предложено ограничить себя в экономике: запретить создавать унитарные предприятия и покупать акции компаний на конкурентных рынках (если только речь не идет об обороне и безопасности). Из капитала компаний на рынках с развитой конкуренцией предложено выйти до конца 2018 г.

В целом проект указа фиксирует многое из того, что уже делается, отмечает председатель Ассоциации антимонопольных экспертов Анна Нумерова, АСИ разрабатывало дорожную карту развития конкуренции, правительство ее утвердило и ФАС отвечало за ее исполнение. Указ президента может потребоваться, чтобы ускорить работу, продолжает Нумерова: возможно, в правительстве работа идет недостаточно быстро, по мнению ФАС. Проект указа не преследует цели расширить полномочия ФАС, отмечает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский, он предусматривает участие в развитии конкуренции всех органов власти и предпринимательских объединений.

Проект, по сути, перекладывает ответственность за монополизацию российской экономики с ФАС на президента и правительство, говорит эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. ФАС хочет, чтобы ведомства сделали приоритетом работу по реализации антимонопольной политики, для этого ей могут потребоваться дополнительные усилия, предполагает Нумерова. Увеличивается аппаратный вес ФАС, который и так достаточно велик, комментирует Вознесенский. В поставленных ФАС целях ничего критичного нет, говорит юрист одной из компаний, другое дело, что и к развитию конкуренции это никакого отношения не имеет, это работа со следствием, а не с причинами, а чтобы конкуренция развивалась, вероятно, надо просто не мешать.