Китайская экономика снова замедляется

Эффект от стимулов, которыми власти Китая пытались оживить рост, ослабевает
Инвесторы стали с пессимизмом смотреть на будущее китайской экономики, а в регионах, страдающих от избытка производственных мощностей, ожидается жесткая посадка/ AFP

Промышленное производство, долгое время бывшее основным двигателем второй по величине экономики мира, выросло в июле на 6% в годовом исчислении. В июне показатель составил 6,2%, и экономисты ожидали такого же результата. Капиталовложения в основные фонды увеличились в январе – июле на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (консенсус-прогноз был 8,9%). За первые полгода рост составил 9%.

«Совершенно очевидно, что экономика в нисходящем тренде», – констатирует Ма Сяопин, экономист HSBC. Спрос на внутреннем и на внешнем рынках остается слабым, добавляет он, и инвесторы пессимистично смотрят на перспективы китайской экономики.

Замедление становится широкомасштабным явлением, свидетельствуют июльские данные. Рост частных инвестиций, на которые приходится около 60% совокупных вложений в основные фонды, составил за первые семь месяцев года рекордно низкие 2,1%.

Действовать нужно быстро

Китаю необходимо снизить зависимость экономики от инвестиций на заемные средства, которые используются для достижения «нерационально высоких темпов роста», заявил МВФ в годовом обзоре китайской экономки, опубликованном в пятницу. Среди проблем, решением которых нужно заняться Пекину, «пока это еще возможно», – сокращение корпоративного долга, который все растет, а качество его ухудшается, реформирование государственных предприятий и укрепление финансовой системы. МВФ предупредил о растущих рисках массовых дефолтов компаний, падения темпов экономического роста в течение длительного периода и жесткой посадки в регионах, страдающих от избытка производственных мощностей.

Китай попадает в ловушку ликвидности, опасаются чиновники и экономисты: вместо того чтобы инвестировать, компании накапливают денежные средства. Многие частные фирмы не хотят расширять бизнес, видя замедление экономики, признал представитель Национального бюро статистики Китая Шэн Лайюнь: «Экономическая динамика в июле действительно была более медленной, поскольку в национальной и мировой экономиках продолжается процесс глубокой корректировки». Ситуация в розничной торговле, которая до сих пор оставалась светлым пятном в экономике, тоже начинает ухудшаться. Продажи выросли в июле на 10,2% против 10,6% месяцем ранее и прогноза в 10,5%.

Правительство применяло многочисленные меры стимулирования, от увеличения кредитования до ускорения процесса инвестиций в инфраструктуру. Но теперь чиновники задумались о цене таких мер. Госрасходы в июле увеличились лишь на 0,3% в годовом исчислении, при этом в последние месяцы их рост измерялся двузначными цифрами. Сокращаются и другие виды расходов: банки в июле выдали кредитов на 463,6 млрд юаней ($69,9 млрд) против 1,38 трлн ($208 млрд) в июне, сообщил Народный банк Китая. Совокупное социальное финансирование – широкое определение объемов кредитования в экономике, включая небанковское финансирование, – составило 487,9 млрд юаней ($73,5 млрд) против 1,63 трлн ($245,7 млрд) месяцем ранее.

Из опубликованных данных центрального банка хорошо видно, что компании не хотят увеличивать капиталовложения, а вместо этого накапливают ликвидность. Показатель денежной массы в широком определении (агрегат М2) вырос в июле на 10,2% в годовом исчислении против июньских 11,8%. А вот агрегат М1, включающий наличные и деньги на текущих банковских счетах, показал годовой рост на 25,4%, что даже больше июньского показателя (24,6%).

Перевел Михаил Оверченко