Минфин предлагает ослабить валютный контроль для живущих за границей

И хочет разрешить использовать иностранные счета для продажи автомобилей и недвижимости
Новая инициатива в области валютного контроля снимет с крючка налоговиков многих добропорядочных россиян, выбравших жизнь за границей/ YASUYOSHI CHIBA/ AFP

Минфин предложил ослабить валютный контроль за операциями людей по их зарубежным счетам, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. Уведомление о разработке законопроекта опубликовано на regulation.gov.ru, текст не готов, но «Ведомости» ознакомились с концепцией законопроекта.

Сейчас за нарушение валютных правил гражданам грозит штраф сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции, например продажи акций. Правила не будут распространяться на тех, кто провел в России менее трех месяцев в году, – они не будут считаться российскими валютными резидентами, говорит представитель Минфина. Они смогут не отчитываться перед ФНС о зарубежных счетах и операциях по ним, обещает Моисеев, а подтвердить валютное нерезидентство можно так же, как и налоговое.

Сейчас валютным резидентом считается российский гражданин, заехавший в Россию хотя бы на день. Утратить этот статус почти невозможно, констатирует партнер EY Ирина Быховская. «Люди очень жаловались – невозможно избавиться от валютного резидентства иначе, чем сменить гражданство», – сетует федеральный чиновник.

Теперь регулирование будет человечным, продолжает он, можно будет приехать в Россию к семье или в отпуск, не боясь оказаться под валютным контролем.

Минфин – вместе с ЦБ – предлагает также расширить круг разрешенных операций по зарубежным счетам: зачислять на них можно будет деньги от продажи транспорта и недвижимости, если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно), счет также должен быть открыт в банке такой страны.

Ежегодно российские вкладчики зарубежных банков должны отчитываться перед российскими налоговиками: об открытии и закрытии счетов, о числе операций, остатках на счете, доходах и расходах.

Россияне уже отчитались почти о 120 000 счетов в зарубежных банках, рассказывает чиновник.

Часть операций запрещена: например, на зарубежные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг.

Пока доступ ФНС к подобной информации ограничен, но с 2018 г. налоговики смогут выявлять незаконные операции автоматически, от иностранных коллег (см. также статью на стр. 04). Именно валютные риски консультанты называли ключевыми для российских граждан – из-за автоматического обмена. Обращать внимание налоговики будут прежде всего на незадекларированные счета с большим балансом, рассказывает федеральный чиновник, детальную информацию по ним налоговики смогут запросить у иностранных коллег, а те – у банков. С упразднением Росфиннадзора ФНС получила функции по валютному контролю.

Срок давности по валютным нарушениям – два года. По операциям за 2016 г. людям штрафы не грозят, говорит чиновник, в 2018 г. поступят данные по остатку счета на конец 2017 г. Таким образом, если поправки заработают с 2017 г., то операции проживающих за границей российских граждан и доходы от продажи недвижимости и машин окажутся вне зоны риска.

Мера должна облегчить жизнь многим людям, уверен Моисеев, ужесточать нужно борьбу с незаконными операциями, а нагрузку на законные, наоборот, снижать.

Во многих странах продать имущество без зачисления средств от сделки на местный счет технически очень сложно, говорит руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин, иногда покупатель сам отказывается перечислять средства на российский счет. Из-за ограничений многим приходилось, например, переводить яхты, частные самолеты и машины на иностранные компании, говорит Быховская: владеть напрямую не хотели в том числе из-за риска нарушения валютных правил.

Расширение списка законных операций полезно, считает партнер PwC Екатерина Лазорина, но большинству мешают ограничения по ценным бумагам и деривативам. Это создает проблемы для людей, которые активно торгуют ценными бумагами на зарубежных площадках, согласен Калинин: технически такие операции иногда невозможны – по определенным видам операций банк не может переводить деньги через российские счета. Некоторые банки могут технически перевести деньги через российский счет, но это скорее исключение, говорит старший менеджер Deloitte Леонид Печерников.

Не решен вопрос, можно ли зачислять на счета выплаты из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств, отмечает Быховская: формально они не подпадают под выплаты дивидендов. Обходить ограничения можно – зачислять доходы от торговли бумагами на счета в странах ОЭСР и FATF, но только если этот доход получен по договору доверительного управления, говорит Лазорина. Это устраивает не всех, указывает партнер PwC Максим Кандыба, кто-то хочет контролировать все операции. Можно торговать и со счета иностранной компании, сказал Калинин, но придется уведомить ФНС и выплатить налог с нераспределенной прибыли. Большинство останется в тени, отмечает Кандыба.

Без дальнейшего смягчения контроля для людей, работающих на финансовых рынках, ситуация не изменится, говорит Лазорина. Большинство операций и с учетом предложений Минфина остается в зоне риска, согласен Печерников: нужно расширить список. Правильнее было бы приравнять налоговое и валютное резидентство, считает Калинин: информация о счетах нужна, чтобы сопоставить данные по счету с декларацией.