Статья опубликована в № 4229 от 21.12.2016 под заголовком: Цена льгот

Минфин придумает название для льгот

Чтобы оценить, во сколько они обходятся бюджету
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минфин предлагает закрепить понятие «налоговые и неналоговые расходы» (совокупность льгот и субсидий) в бюджетном законодательстве, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердили в Минфине. Тогда их можно будет точно оценить. Сделать это предполагается в новой редакции Бюджетного кодекса и отражать в бюджете с 2019 г., поясняет представитель Минфина.

Выпадающие из-за льгот доходы бюджетов по сути своей мало чем отличаются от прямых расходов, поясняют в Минфине, а господдержка, особенно оказываемая через госпрограммы, должна быть прозрачной и эффективной.

Сейчас в бюджете учитываются только льготы, которые устанавливает федеральный центр, а льготы регионов и муниципалитетов не учтены. Нужна инвентаризация льгот, Минфин будет готовить предложения по их уточнению и изменению налоговых режимов, говорил министр Антон Силуанов. Сумму льгот он оценивал примерно в 2 трлн руб. Первый этап инвентаризации за 2014 г. уже завершен, говорит представитель Минфина, сейчас оцениваются льготы по итогам 2015 г. и на 2017–2019 гг.

В 2013 г. из-за преференций только по налогам консолидированный бюджет недополучил 1,8 трлн руб., или 2,9% ВВП, писал Минфин в Основных направлениях налоговой политики. Налоговые и неналоговые расходы обошлись бюджету в 2014 г. почти в 2,6 трлн руб., следует из расчетов Научно-исследовательского финансового института при Минфине: дополнительных поступлений могло бы быть на 1,8 трлн руб. больше, таможенных платежей – на 653,2 млрд, страховых взносов – на 104,5 млрд.

Одними из самых дорогих льгот традиционно были льготы для нефтяников. В 2014 г. бюджет потерял из-за 10%-ной льготы по НДС примерно 150 млрд руб., говорит один из чиновников.

В законодательстве налоговые льготы толком не определены, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: необходимо закрепить единое понятие «налоговые или неналоговые расходы». Это позволит увидеть, во сколько они реально обходятся государству, объясняет бывший чиновник. Оценки льгот очень сильно разнятся – некоторые к льготам относят то, что считается архитектурой налога, например нулевую ставку НДС для экспортеров, указывает он.

Ситуация с налоговыми льготами похожа на ситуацию с социальной поддержкой, говорила директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская: можно поддерживать всех, а можно адресно (цитата по RNS). Пока у Минфина есть общее представление, где наиболее высоки риски неэффективных льгот, но для полноценной оценки необходимы более детальные данные, замечает она.

Понятие «налоговых и неналоговых расходов» Минфин будет использовать в спорах с лоббистами и особенно с социальным блоком, полагает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Например, 10%-ная льгота по НДС поддерживает не столько производителей, сколько малоимущих, объясняет он: если ее заменить на адресную форму поддержки, то расходы бюджета снизятся. Сейчас дефицит ресурсов, и Минфин на федеральном уровне будет пытаться разные льготы отменить, резюмирует он.

Читать ещё
Preloader more