Минфин придумает название для льгот

Чтобы оценить, во сколько они обходятся бюджету
Налоговые и неналоговые расходы в Бюджетном кодексе позволят точно оценить потери бюджета из-за льгот, полагает Минфин/ Е. Разумный/ Ведомости

Минфин предлагает закрепить понятие «налоговые и неналоговые расходы» (совокупность льгот и субсидий) в бюджетном законодательстве, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник и подтвердили в Минфине. Тогда их можно будет точно оценить. Сделать это предполагается в новой редакции Бюджетного кодекса и отражать в бюджете с 2019 г., поясняет представитель Минфина.

Выпадающие из-за льгот доходы бюджетов по сути своей мало чем отличаются от прямых расходов, поясняют в Минфине, а господдержка, особенно оказываемая через госпрограммы, должна быть прозрачной и эффективной.

Сейчас в бюджете учитываются только льготы, которые устанавливает федеральный центр, а льготы регионов и муниципалитетов не учтены. Нужна инвентаризация льгот, Минфин будет готовить предложения по их уточнению и изменению налоговых режимов, говорил министр Антон Силуанов. Сумму льгот он оценивал примерно в 2 трлн руб. Первый этап инвентаризации за 2014 г. уже завершен, говорит представитель Минфина, сейчас оцениваются льготы по итогам 2015 г. и на 2017–2019 гг.

В 2013 г. из-за преференций только по налогам консолидированный бюджет недополучил 1,8 трлн руб., или 2,9% ВВП, писал Минфин в Основных направлениях налоговой политики. Налоговые и неналоговые расходы обошлись бюджету в 2014 г. почти в 2,6 трлн руб., следует из расчетов Научно-исследовательского финансового института при Минфине: дополнительных поступлений могло бы быть на 1,8 трлн руб. больше, таможенных платежей – на 653,2 млрд, страховых взносов – на 104,5 млрд.

Одними из самых дорогих льгот традиционно были льготы для нефтяников. В 2014 г. бюджет потерял из-за 10%-ной льготы по НДС примерно 150 млрд руб., говорит один из чиновников.

В законодательстве налоговые льготы толком не определены, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: необходимо закрепить единое понятие «налоговые или неналоговые расходы». Это позволит увидеть, во сколько они реально обходятся государству, объясняет бывший чиновник. Оценки льгот очень сильно разнятся – некоторые к льготам относят то, что считается архитектурой налога, например нулевую ставку НДС для экспортеров, указывает он.

Ситуация с налоговыми льготами похожа на ситуацию с социальной поддержкой, говорила директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская: можно поддерживать всех, а можно адресно (цитата по RNS). Пока у Минфина есть общее представление, где наиболее высоки риски неэффективных льгот, но для полноценной оценки необходимы более детальные данные, замечает она.

Понятие «налоговых и неналоговых расходов» Минфин будет использовать в спорах с лоббистами и особенно с социальным блоком, полагает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Например, 10%-ная льгота по НДС поддерживает не столько производителей, сколько малоимущих, объясняет он: если ее заменить на адресную форму поддержки, то расходы бюджета снизятся. Сейчас дефицит ресурсов, и Минфин на федеральном уровне будет пытаться разные льготы отменить, резюмирует он.