Кудрин очертил программу экономического роста

Правительство слушало доклад бывшего коллеги из зала
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Начать реформу государства руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин предлагает с масштабного изменения системы госуправления. Эту систему нужно скорее делать современной и динамичной, торопил он участников Гайдаровского форума во время своей презентации.

План Кудрина

ЦСР сейчас работает над программой стратегического развития России на период 2018-2024 гг. Контуры этой программы Кудрин и представил сегодня на Гайдаровском форуме. Бывший министр финансов зачитывал доклад с трибуны, а участники дискуссии - министры финансов и экономического развития Антон Силуанов и Максим Орешкин, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и зампред ВЭБа Андрей Клепач - слушали его из зала. Позднее они поднялись в президиум для обсуждения.

Демографические изменения, недостаток инвестиций, технологическое отставание, низкая производительность труда и плохое качество госуправления - основные вызовы для России, перечислил Кудрин. Ответить на них можно с помощью подхода «государство как платформа», основные элементы которого - единая государственная информационная система с интерфейсом прикладного программирования сервисов. Она позволит интегрировать государственные данные, снизить издержки, увеличить прозрачность и скорость принятия решений, даст возможность гибкой адаптации к изменениям, отмечает он. Пока состояние институтов и госуправления не помогают провести реформы, сетует Кудрин: «Мы государственно-центричная экономика».

Еще один приоритет по Кудрину - реформа судебной системы: новые нормы и процедуры, защищающие права собственников, новая система подбора кадров, повышение эффективности аппарата судов. Здесь нужны продуманные шаги в течение 6-10 лет.

Рост расходов бюджетной системы на образование до 4-4,7% ВВП к 2024 г. (сейчас 3,7%) и здравоохранение 4-4,3% ВВП (сейчас 3,9%) улучшат качество человеческого капитала, считает Кудрин: нужно создать непрерывное и гибкое образование для любых возрастов, в том числе для пожилых граждан. Сегодня такой системы нет, на нее придется потратиться, заметил он.

Мы поставили цель добиться инфляции в 4% в трехлетней перспективе, прокомментировал Кудрин денежно-кредитную политику: но в среднесрочной перспективе можно спуститься на инфляцию до 2-3%. Это позволит создать длинные деньги, которые нужны экономике, подчеркнул он. После достижения таргета в 4% ЦБ объявлял о намерении удерживать инфляцию около этой отметки какое-то время. Нужно понять, через 3 года (снижать инфляцию до 2-3%) или в более отдаленной перспективе, парировала Юдаева.

Пенсионеры и военные

Последние годы в основном росли социальные и оборонные расходы бюджета, сетует Кудрин. Чтобы предотвратить раздувание «социалки», нужна сбалансированная пенсионная система. Повышение пенсионного возраста - только один из ресурсов, считает он: «Когда говорим о повышении возраста, мы говорим о том, чтобы платить достойную пенсию в будущем».

«Прогноз ЦСР исходит из повышения пенсионного возраста и вовлечения трудоспособного населения - тех, кто сегодня уже уходит на пенсию. В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин - до 65 лет», - сказал он.

Если сделать пенсионную систему более адресной - платить большие пенсии тем, кто в них нуждается, и меньшие тем, кто меньше нуждается, - тогда получится больше средств направлять в здравоохранение и образование, согласился Силуанов. Повышение пенсионного возраста не является панацеей от всего, указала Голикова: это очень тонкая материя, на которую нужно смотреть в увязке с потерей трудоспособности. «Если мы не будем смотреть на это в комплексе, мы не решим проблему сбалансированности ПФР и зависимости бюджета ПФР от трансфертов из федерального бюджета», - подчеркнула она.

Стабильность и оптимизация

Приоритеты - макроэкономическая стабильность и предсказуемость налоговых условий, добавил Орешкин. Он поддержал политику инфляционного таргетирования ЦБ и отметил, что за счет более высоких цен на нефть удастся частично сохранить резервный фонд. Налоговая нагрузка на «белый сектор», по его мнению, может снижаться, а в целом «налоговая система хорошая и работает».

Налоговое бремя в 32-33% достаточное, чтобы обеспечить наши базовые потребности, оценивает Силуанов: Минфин может собирать больше доходов, не увеличивая налоговое бремя за счет улучшения администрирования. Есть и резервы по оптимизации расходов, считает он.

Неэффективные расходы - это следствие неэффективного государственного управления, указала Голикова: «если начнем анализировать, то выйдем на качество институтов, которые государство породило и поддерживает». Объем неэффективных расходов бюджета она оценила в 600-650 млрд руб. Но нужно менять подходы к расходам, считает Голикова: отказываться от ФАИП, по-другому выстраивать приоритеты, чтобы бюджет работал на экономику.

Дополнительные сложности

Без доверия проводить реформы трудно, заметил Кудрин. Отсутствие доверия - это дополнительный налог на любую общественную транзакцию, говорил Кудрин, завершая свой доклад: у нас высокий уровень доверия к президенту, но если посмотреть на уровень доверия к правительству, парламенту, полиции, то он ниже - около 30-20%, иногда даже 15%.

Больше к теме доверия участники дискуссии не возвращались.

Читать ещё
Preloader more