ФАС вынесла решение, угрожающее рынку концессий
Служба запретила финансировать концессию полностью за счет бюджета
Как правило, так структурируются дорожные проекты, которые предусматривают получение концессионером дохода не от сбора платы за проезд, а от государства (концедента), рассказывает Долгов, и множество других концессий, например в социальной сфере. Это превалирующий формат дорожных концессий, говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов, именно так структурирована концессия «Платона». На такие проекты приходится 30–40% инвестиций в концессии, считает Качкин: например, третий и четвертый участки ЦКАД. Но по ЦКАД конкурс проводился на основании распоряжения правительства, а значит, схема была признана законной, рассуждает он.
Решение ФАС связано с тендером на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск в Башкирии, проведенным в конце 2016 г. (см. врез). Конкурсная комиссия сочла, что предложение одного из претендентов – ООО «Южноуральская дирекция автодороги» – не соответствует требованиям, так как в письме поддержки от финансирующих организаций (башкирское отделение Сбербанка и «Глобэкс») было недостаточно данных. Компания с этим не согласилась и обратилась в ФАС с просьбой признать необоснованным решение республиканского комитета по транспорту и дорожному хозяйству.
В конце января ФАС решила, что доводы компании неубедительны, но результаты конкурса нужно аннулировать (информация размещена на torgi.gov.ru). Все расходы концессионера должны были покрываться платой от государства, а это нарушает закон о концессиях, пишет ФАС. Решение ФАС требует дополнительного анализа, лаконичен представитель Росавтодора.
Концессия отличается от госзакупок тем, что подразумевает частичное, неполное финансирование со стороны государства, а как только оно берет на себя все расходы, проект превращается в обычное строительство по госзаказу, говорит замруководителя ФАС Рачик Петросян. Организаторы конкурса подтвердили, что частного финансирования в проекте нет, продолжает он. Если не проводить границу, то весь госзаказ можно увести в концессию и начнутся злоупотребления, считает Петросян.
Стерлитамак – Магнитогорск
Решение ФАС разрушает практику – вне закона оказываются концессионные проекты, предусматривающие 100%-ное бюджетное финансирование, говорит управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Скорее всего, решение ФАС будет обжаловано, но, пока суд не вынесет решение, риски для рынка остаются, предупреждает партнер Hogan Lovells Александр Долгов: уже заключенные концессии могут быть оспорены.
Если следовать логике ФАС, то все риски периода эксплуатации должны быть на инвесторе, отмечает Чичканов: такая модель может снизить до нуля количество потенциальных инвесторов в будущие проекты. Вопрос нужно тщательно проработать с юристами и ключевыми игроками рынка, чтобы такой инструмент, как плата концедента, мог использоваться, иначе многие проекты государственно-частного партнерства будут заморожены, предупреждает представитель Сбербанка.
Решение ФАС – это результат в том числе непрерывных точечных изменений в закон о концессиях, полагает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Предписание ФАС может быть воспринято как вызов законодателям системно «переписать» концессионный закон и дать юридическую защиту всему многообразию концессионных бизнес-моделей, считает она.