В госзаказе выросла доля единственного поставщика

Президент и правительство – главная причина непрозрачности
Рост закупок у единственного поставщика объясняется ростом закупок у естественных монополий на оказание коммунальных услуг/ А. Махонин

В 2016 г. госзаказ составил 5,3 трлн руб., сократившись на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, говорится в годовом мониторинге Минэкономразвития (данные – без учета контрактов, составляющих гостайну). Больше половины госзаказа распределяется конкурентными способами. Самым распространенным остается электронный аукцион – 59,6% от размещенных извещений.

Но растет сумма госконтрактов, доставшихся без конкурса единственному поставщику: более 1 трлн руб., или 23% всех госконтрактов за год (см. график). Основной источник таких закупок – решения президента и правительства. В 2016 г. они обеспечили 38,8% закупок у единственного поставщика.

В 2015 г. доля так называемых индивидуальных решений была еще выше. Тогда эксперты и чиновники объясняли это мегаконтрактом на строительство Керченского моста, отданного правительством без конкурса «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга (223 млрд руб.). В 2016 г. таких выдающихся контрактов не было, а сумма контрактов с единственным поставщиком по решению президента и правительства сократилась на 11 млрд руб. «Роснефть», например, назначена правительством единственным поставщиком топлива для противопожарной службы МЧС и МВД.

На 6% поставщиков (25 000 компаний) приходится 80% госзакупок, оценивали ранее эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР; «Ведомости» ознакомились с частью доклада). Данные за 2015 г., но в первые девять месяцев 2016 г. пропорция сохраняется, отмечал руководитель экспертной группы ЦСР Иван Бегтин.

О чрезмерном количестве закупок у единственного поставщика постоянно говорит и Федеральная антимонопольная служба, и Минэкономразвития, но ситуация не меняется, сетует юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Любовь Соболь.

Рост закупок у единственного поставщика объясняется ростом закупок у естественных монополий на оказание коммунальных услуг, пишет Минэкономразвития. Расходы увеличились из-за роста тарифов на коммунальные услуги, энергоснабжение, а также за счет стоимости услуг естественных монополий, соглашается гендиректор некоммерческого партнерства «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский. Иными словами, специалисты по закупкам отработали год позитивно, улучшили показатели, где смогли, но не все в их власти – и увеличение госрасходов на тарифно-регулируемые направления произошло уже вопреки усилиям закупщиков, объясняет он.

Заказчики стремятся к единственному поставщику из-за неудобства закупочных процедур – это одна из причин, объясняет Соболь. Но другая, не менее распространенная, – коррупция, ФБК регулярно находит нарушения при заключении контрактов с единственным поставщиком, замечает Соболь.