Петербургские депутаты готовы снизить порог для стратегических инвесторов до 1 млрд рублей
И сделать соглашения с ними полностью прозрачнымиЗаконодательное собрание поддержало комплексную поправку в проект «О внесении изменений в закон Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах». В мае 2016 г. этот проект представил комитет по инвестициям, в январе он был принят в первом чтении. За три месяца рабочая группа подготовила 39 изменений, из 16 предложений представителей рынка учтено 11, сообщил председатель комитета по законодательству Денис Четырбок. Депутаты планируют рассмотреть документ во втором чтении на этой неделе.
По словам Четырбока, предполагается, в частности, что соглашение по стратегическому проекту нельзя будет признать конфиденциальной информацией. На существующие проекты поправки распространяться не будут. В феврале администрация отказалась раскрыть условия договора о возмещении упущенной выгоды инвестору ЗСД, сославшись на коммерческую тайну.
Поправка предполагает и ряд смягчений. Срок действия статуса стратегического инвестора может быть продлен на 10 лет, если возникнут сложности с подключением к сетям монополистов. Исключается требование об обязательной регистрации инвестора как налогоплательщика в Петербурге, которое было в первом варианте проекта. После обсуждения с участниками рынка требование было признано избыточным, оно создало бы ненужные ограничения, говорит Четырбок. Также стратегическими инвесторами смогут стать объединения юридических лиц без дополнительной регистрации нового юрлица.
В чем льготы
Стратегические инвесторы могут платить за аренду 1,5% от кадастровой стоимости участка, а впоследствии выкупить землю за 25% цены.
Для сфер здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, инноваций и туризма минимальный размер инвестиций, необходимый для признания проекта стратегическим, предлагается снизить с 1,5 млрд до 1 млрд руб., для промышленности и транспорта – с 3 млрд до 2 млрд руб. Согласно поправке стратегическими могут стать проекты, связанные с переустройством объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения с целью освобождения занимаемых ими территорий и строительства на них жилых, социальных и общественных объектов. Жилищного строительства и торговли в списке по-прежнему нет. Действующий закон ограничений по отраслям не предусматривает.
В городе много торговых объектов, которые нуждаются в редевелопменте, промышленных зон, требующих очистки и рекультивации, город мог бы эффективно использовать инструментарий закона для стимулирования проектов редевелопмента и повышения качества жилой среды, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Жилая застройка и так позволяет компаниям хорошо зарабатывать, а торговля не дает того эффекта, который может дать производство, полагает аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич.
Обязанность раскрывать все условия соглашений и их широкое публичное обсуждение повысят качество подготовки документов, кроме того, потенциальные инвесторы смогут ориентироваться на условия по однотипным проектам, говорит Бурмистров.
Даже если инвесторы не будут платить налоги в Петербурге, их инвестиции, по словам Зварича, позитивно повлияют на экономику региона. В целом изменения в закон дают четкие правила игры, иногда это именно то, чего не хватает бизнесу в России, добавляет он.
В 2016 г. инвестиции в основной капитал в Петербурге выросли на 12,4% до 582,3 млрд руб. Прямые иностранные инвестиции за девять месяцев 2016 г., по данным ЦБ РФ, сократились на 12% до $4,8 млрд.