Минтранс и Минэкономразвития вступились за концессии

Спор с ФАС, принципиальный для рынка концессий, начался в суде
Принципиальный для рынка концессий спор начался в суде – под угрозой проекты (в том числе строительные), которые оплачивает государство. За них вступились Минтранс и Минэкономразвития/ М. Стулов/ Ведомости

Если государство компенсирует все расходы на проект, то соглашение не может называться концессией, это госзакупка – такую позицию отстаивает ФАС. Дело, положившее начало спору и способное повлиять на весь рынок концессий, начал рассматривать Арбитражный суд Москвы.

С позицией ФАС не согласны Минэкономразвития, Минтранс, Росавтодор и «Автодор» – их письма передал суду представитель «Башкирдорстроя» («Ведомости» ознакомились с ними). По запросу Газпромбанка (должен был финансировать победителя. – «Ведомости») Минэкономразвития направило письмо со своей позицией, поясняет представитель Минэкономразвития. Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии некорректно приравнивать к госзакупкам, пишет замминистра экономического развития Станислав Воскресенский исполнительному вице-президенту Газпромбанка Алексею Чичканову: частный инвестор не только должен найти деньги, он берет на себя технологические риски, а также связанные со сроками и стоимостью строительства. Такие проекты широко распространены в мировой практике, пишет министр транспорта Максим Соколов в Госкомитет Башкортостана по транспорту и дорожному хозяйству (письмо подтвердил представитель министерства).

В январе ФАС предписала аннулировать конкурс на строительство автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск в Башкирии. Все расходы концессионера должны были покрываться государством, что, как решила ФАС, нарушает закон о концессиях. Это имитация концессии, заявлял руководитель ФАС Игорь Артемьев. Победитель аннулированного конкурса – ООО «Башкирдорстрой» (предложило построить дорогу за 14 млрд руб. при госфинансировании 7,9 млрд и плате концедента 11,8 млрд) подало иск.

Для кого риски

В России около 40 подобных проектов, по оценке Центра развития ГЧП, предусматривающих порядка 270 млрд руб. частных инвестиций (треть частных инвестиций в ГЧП). Позиция ФАС ставит под сомнение крупные проекты, включая «Платон», платную трассу Москва – Петербург и ЦКАД, говорил ранее Чичканов.

Письма не имеют «никакого отношения к рассматриваемому делу», поскольку их написали органы власти, не имеющие права комментировать текст конкретного концессионного соглашения и решения других органов власти, возразили представители ФАС. В компетенцию Минэкономразвития входит регулирование рынка ГЧП и концессий, напоминает представитель Минэкономразвития. В итоге судья Максим Кузин приобщил письма к делу.

Юристы Freshfields, представлявшие в суде «Башкирдорстрой», ссылались на широкую практику, международный опыт и пояснительную записку к поправкам, вводившим плату концедента (в документе указано, что она может полностью покрывать расходы концессионера). Но в самом законе не говорится, что концедент может финансировать 100% расходов концессионера, отвечали юристы службы: возможно, надо менять закон, но действующему решение ФАС соответствует.

Ничего менять в законе о концессиях не нужно, настаивает исполнительный директор Газпромбанка Иван Потехин: он позволяет полностью возмещать затраты концессионера за счет концедента. Изменения будут означать, что раньше этой возможности не было и такие проекты нарушали закон, объясняет он.

Закон о концессиях доказал свою эффективность, отмечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, однако, если будут вноситься поправки, можно еще раз прямо указать, что плата концедента может покрывать все расходы концессионера. Но важно четко определить, что изменения не имеют обратной силы, оговаривает она.