«Платон» проследит за мусором

Это может помочь в борьбе с нелегальными свалками
Власти подобрали очередную работу для «Платона» – бороться с нелегальными свалками. Для этого система будет следить за всеми мусоровозами/ Павел Смертин/ ТАСС

Государство ужесточает контроль за движением мусоровозов. Все они должны быть оборудованы системой «Глонасс», заявил в начале апреля спецпредставитель президента по экологии и транспорту Сергей Иванов. А вице-премьер Александр Хлопонин в марте поручил проработать вопрос об использовании «Платона» для контроля за движением мусоровозов и за весом отходов, размещаемых на полигонах, говорит его представитель. Уведомление о начале разработки изменений в правила сбора платы в «Платон» Минтранс опубликовал на этой неделе. Какими они будут, представитель Минтранса не уточнил.

В России ежегодно образуется около 56 млн т твердых коммунальных отходов, по данным Минпромторга. Из них большинство захоранивается – 85–93%. И далеко не все на легальных полигонах – в стране 70 000 незаконных свалок (данные Росприроднадзора на начало 2017 г.).

В России 12 000 мусоровозов, сообщил представитель РТИТС. Более 80% уже оснащены бортовыми устройствами «Платон», поскольку их вес превышает 12 т, объясняет представитель Хлопонина. В Казани «РТ-инвест», который владеет 50% оператора «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, см. врез), запустила пилотный проект. Система обрабатывает навигационные данные «Глонасс», фото-, видеофиксации и автоматического контроля веса и таким образом предотвращает несанкционированное размещение отходов, сообщала ранее компания.

Создание системы с нуля потребует более 6 млрд руб. государственных вложений, комментирует представитель «РТ-инвест», а если делать ее на основе «Платона» и «Глонасс», то 200 млн руб. – их вложит РТИТС для модернизации программно-аппаратного комплекса. Использование «Платона» с его мощностями позволит не тратить дополнительные бюджетные деньги, согласен представитель Хлопонина. Зарабатывать РТИТС планирует за счет легальных свалок. Платить предлагается самим полигонам – по 10 000 руб. в год, комментирует представитель «РТ-инвеста». Всего в стране, по подсчетам компании, около 4000 полигонов, таким образом, ежегодные доходы составят 40 млн руб. Это несопоставимо с размером нелегального рынка размещения отходов. Только в Московской области – около 10 млрд руб. в год, отмечает представитель «РТ-инвеста».

Кому платят грузовики

РТИТС на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, на 50% – фонду «РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху», на 74,99% – ООО «Царицын капитал», которым владеет Андрей Шипелов).

Информация о вывозимом мусоре попадет в «Платон», когда собственник мусора будет заказывать его вывоз, рассказывает он. Затем с помощью бортовых устройств «Глонасс» (зарегистрированные в «Платоне» перевозчики получают их бесплатно) будет контролироваться перемещение отходов до места их обработки или захоронения. Там мусоровоз автоматически взвесят, чтобы сравнить с данными об отправленных отходах. Сбор и размещение отходов будут фиксироваться на фото и видео, а данные – храниться три года. Система определит и сколько отходов будет вторично использовано. Данные о нарушениях получит Росприроднадзор, отмечает представитель Хлопонина.

Это не первая идея, как еще можно использовать «Платон», который собирает плату за проезд грузовиков по федеральным трассам. РТИТС уже предложила правительству объединить «Платон» с будущей системой весогабаритного контроля. Это может быть отдельная концессия с капитальными затратами в 28,9 млрд руб., говорил «Ведомостям» участник инфраструктурного рынка, с платой государства оператору: 68,3 млрд в 2018–2029 гг. Зарабатывать оператор «Платона» намерен и на продаже данных страховым компаниям для создания сервиса «умное страхование».

Государство будет стараться навесить на «Платон» все новые и новые функции, замечает консультант инфраструктурных проектов, концессионное соглашение с государством должно позволять вносить в него изменения. Возможно, использование «Платона» действительно поможет в борьбе с криминальным мусорным бизнесом, надеется исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик.