Конкуренции не стало больше

А опасные тенденции усилились – ФАС подводит итоги 2016 года
Руководитель ФАС Игорь Артемьев не увидел сокращения госдоли в экономике / Андрей Гордеев/ Ведомости

В 2016 г. конкуренция не стала ни более здоровой, ни более развитой, а многие из опасных тенденций усилились, пишет ФАС в проекте доклада о состоянии конкуренции (опубликован на сайте службы).

Главный риск – увеличение доли государства в экономике: сращивание монополий с государством и прямое огосударствление. В докладе за 2015 г. ФАС констатировала, что в России формируется государственно-монополистический капитализм, а вклад государства и госкомпаний в ВВП составляет порядка 70%. В 2016 г. ситуация существенно не изменилась. Перед кризисом 1998 г. госдоля в экономике оценивалась примерно в 25%, пишет ФАС, в 2008 г. – уже в 40–45%, половину она превысила к 2013 г.

Государство продает гораздо медленнее, чем приобретает, объясняет ФАС, темпы приватизации с 2010 г. упали более чем втрое. Госкомпании тоже неохотно расстаются с непрофильными активами.

Унитарных предприятий стало меньше на 10%, что практически не влияет на ситуацию: из 6219 организаций в Реестре естественных монополий 18,1% – унитарные предприятия. В 2016 г. было создано 632 новых унитарных предприятия, пишет ФАС. Часто они появляются на конкурентных рынках и выигрывают борьбу с коммерческими компаниями, используя административный ресурс, объяснял ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев. В проекте Национального плана развития конкуренции, внесенном ФАС в правительство, предложено отказаться от этой «устаревшей и неэффективной» формы в 2018 г., а до этого запретить создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках.

Еще один риск – картельные сговоры – тоже связан с чиновниками. В 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел – о картелях, на 18% больше, чем в 2015 г. Более 80% – сговоры на торгах. Участие чиновников – специфическая черта антиконкурентных соглашений в России, указывает ФАС.

Количество конкурентов сокращается из-за действий органов власти, подтверждает бизнес: на это указали 40% респондентов, опрошенных Аналитическим центром при правительстве. Другие причины – изменения нормативно-правовой базы (37%) и уход конкурентов с рынка (34%). Все меньше опрошенных считают конкуренцию высокой (см. график).

Еще одна преграда для развития бизнеса – тарифы естественных монополий, пишут авторы доклада. Тарифная политика названа темой года – ФАС рассчитывает повысить эффективность монополий, снизить издержки экономики и стимулировать конкуренцию. Сэкономленное на расходах должно оставаться у компаний, использоваться ими для инвестиций, чтобы потом еще больше сэкономить, говорил Артемьев. ФАС разработала проект закона о тарифном регулировании, который должен заменить разрозненные нормы и помочь уйти от расчета тарифа по расходам (предлагается пять способов). Расчетная предпринимательская прибыль может быть 1,5–5%, а для унитарных предприятий она не предусмотрена.

Приватизация и реформа унитарных предприятий – эти же рецепты предложены в докладе ЦСР о защите и развитии конкуренции. В отраслях, где для запуска производства нужны первоначальные инвестиции, государство должно брать их на себя, но затем приватизировать актив, советуют авторы доклада.

Оснований ожидать улучшения состояния конкуренции не было, говорит замдиректора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева. Например, региональным и муниципальным властям удобнее и проще работать с унитарными предприятиями, замечает она. Сама ФАС может сделать не так много – это правительство должно решить сократить долю государства в экономике, заключает Авдашева.