По правилам СНГ России надо перейти на электронные госзакупки на год раньше

Ратифицированный протокол СНГ дает срок до 2018 года
Перевести все госзакупки в электронный вид поручил и президент – после совещания 12 апреля/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Госзакупки стран СНГ должны до 1 января 2018 г. перейти на электронный формат – причем речь идет обо всем процессе, включая подачу заявок, подведение итогов и заключение договора о закупке, следует из закона о ратификации протокола участников Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ), подписанного президентом Владимиром Путиным.

В России госзакупки превышают 5 трлн руб. в год, из них в электронном виде проходит чуть больше половины (см. график). Полностью в электронной форме проходит только электронный аукцион.

Перевести все госзакупки в электронный вид поручил и президент – после совещания 12 апреля (на котором решено было передать контроль над закупками государства и госкомпаний Минфину).

Правительство должно до конца весенней сессии Госдумы провести поправки, которые переводят все закупки в электронный вид на год позже – только с 1 января 2019 г.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законом о госзакупках, применяются правила международного договора, говорится в законе о госзакупках. Госдума должна будет привести поправки в соответствие с протоколом Договора о ЗСТ и поменять дату полного перевода закупок в электронный вид на год раньше, полагает начальник отдела госзакупок Евразийской экономической комиссии Владимир Савченко.

Судя по всему, изменения в российском законодательстве в указанный срок не уложатся, замечает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. При самом оптимистичном варианте, если поправки примут летом 2017 г., у заказчиков и поставщиков останется полгода, чтобы пройти обучение, замечает он. Но если поторопиться, могут быть проблемы, как в начале 2017 г., когда из-за добавления новых функций система госзакупок просто встала, опасается эксперт.

Каких-либо санкций за несоблюдение сроков перехода на электронные закупки не предусмотрено, замечает Сухадольский. Более того, можно вспомнить, что в соглашении о госзакупках 2010 г. (прекратило действие с 2015 г.) было указано, что, например, конкурсы проводятся исключительно в электронной форме. Тем самым весь период действия соглашения все проводимые конкурсы могли быть признаны незаконными, учитывая приоритет международного права над российскими законами, но ни одного судебного прецедента по их отмене на этом основании так и не возникло, говорит он, сейчас же формулировка намного мягче.