Статья опубликована в № 4335 от 05.06.2017 под заголовком: Не май-месяц

Правительство подсчитало расходы на индексацию «не майским» бюджетникам

Проблему бедности этот «предвыборный подарок» не решит
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Майскими указами охвачены не все бюджетники, заявил президент Владимир Путин на совещании с правительством в конце мая и предложил продумать индексацию зарплат «неуказных» бюджетников на инфляцию (по прогнозу Минэкономразвития – 3,8%). Она коснется порядка 5,8 млн работников бюджетной сферы, следует из данных Минтруда, из них 1,9 млн занято в федеральных учреждениях и 3,9 млн – в региональных и муниципальных.

Принципиальное решение принято – индексация будет с 1 января 2018 г. и сейчас уточняются параметры, говорил министр труда Максим Топилин в интервью ТАСС. Цена вопроса – 69 млрд руб., включая расходы на госслужащих (или 50 млрд без них) из региональных бюджетов и 22 млрд – из федерального, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Бюджеты регионов поддержат субсидиями, обещает председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский (цитата по ТАСС).

На федеральном уровне речь идет о сотрудниках учреждений Минприроды, Росгидромета, Россельхознадзора, Роструда, перечисляет Топилин. В учреждениях социальной сферы не увеличивались зарплаты административных работников, например, юристов, бухгалтеров, инженеров, программистов, техников, уборщиков, рассказал он.

У черты бедности

По данным Росстата, заработок 75% работников предприятий и организаций находится на грани прожиточного минимума трудоспособного населения (10 722 руб. в месяц в 2016 г.) – между бедностью и нищетой. Зарабатывающий 1–2 минимума – бедняк, способный прокормить себя и (при двух минимумах) члена семьи. Зарабатывающий меньше – нищий. 10,7% работников – нищие, 27,5% – бедные, у 37% заработок выше черты бедности, у 12,7% он обеспечивает потребления среднего класса.

Но правительство еще не выработало окончательно подходы и должно решить, индексировать всем одинаково или по-разному, указывает Силуанов. Фонд оплаты труда бюджетников учитывается в госзадании, поэтому некоторые бюджетные учреждения сами повышали зарплаты, объясняет он, в результате в структуре фонда оплаты труда возникли дисбалансы.

Майские указы предполагали увеличение к 2018 г. зарплат работников образования и здравоохранения до 100 и 200% от средних доходов по региону. Основная тяжесть финансирования (70–80%) легла на бюджеты регионов и оказалась им не по силам в условиях начавшейся экономической стагнации, а потом и спада, указывает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Регионы в ускоренном порядке сокращали сеть школ и медицинских учреждений, особенно в сельской местности, чтобы выполнять контролируемые указы, говорит она, в результате интенсивной оптимизации расходы регионов на образование в 2015 г. практически не росли, а на здравоохранение в 2016 г. сократились на 1,4% (с учетом расходов территориальных фондов обязательного медстрахования). Кризис, инфляция, замораживание индексации во многом нивелировали и эффект повышения зарплат в бюджетном секторе: в сравнении с 2012 г., когда были объявлены майские указы, реальные заработки в образовании и здравоохранении выросли лишь на 8%, подсчитала директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

Индексация зарплат «не майским» бюджетникам социально оправданна, но серьезного влияния на ситуацию с бедностью и доходами населения не окажет, уверена директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: «Повысив зарплату библиотекарше, мы не спасем страну от бедности» (см. врез). «Я бы крайне удивился, если бы президент накануне выборов говорил что-то другое, – отмечает научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. – Экономисты, бухгалтеры будут голосовать за Путина. Да все равно все будут за него голосовать, это не играет большой роли» (цитата по ТАСС).

Читать ещё
Preloader more