На основе больших данных Центробанк разработает новые индикаторы

Это поможет быстрее отслеживать изменения в экономике
Для отслеживания инфляционных трендов Центробанк может, например, использовать слово «цены» и анализировать контекст, в котором оно появляется/ Е. Разумный/ Ведомости

Центробанк будет анализировать большие данные, собранные из социальных сетей и онлайн-магазинов, сообщил Bloomberg директор департамента исследований и прогнозирования регулятора Александр Морозов: «Я бы хотел построить целую линейку индексов с использованием big data – по экономической активности, опережающий показатель по рынку труда, а также индекс ценового давления».

Качество официальной статистики несколько раз подвергалось критике со стороны и Минэкономразвития, и самого ЦБ. Например, в июле его департамент исследований и прогнозирования в своем бюллетене указывал (его выводы могут не совпадать с официальной позицией ЦБ), что неожиданный рост расходов на конечное потребление домохозяйств при падении оборота розничной торговли объясняется тем, что методика Росстата может занижать динамику розницы в реальном выражении, а интернет-торговля и вовсе не учитывается. Хотя интернетом в стране, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, пользуется более 80 млн человек.

Мировой опыт

Российский ЦБ не первый, кто прибегает к big data: используют индикаторы реального времени центробанки Китая, Индонезии, Норвегии и Великобритании, пишет Bloomberg. Скандинавские страны с помощью big data готовят подоходную налоговую декларацию для компаний. Это возможно и в России, считает федеральный чиновник, следующий шаг – доступ к базе компании, чтобы, например, предотвратить нарушения.

Один из индексов Центробанк уже подготовил – он отслеживает экономическую активность на основе контекстного анализа новостных сайтов. Индекс дает более точные цифры, чем индекс PMI, объяснил Морозов. Индекс уже тестировался – на данных с 2016 г. по май 2017 г., сообщает представитель ЦБ, теперь он будет проверен на более длинном временном интервале, чтобы убедиться в его опережающих свойствах.

Индекс PMI не позволяет предсказывать экономическую динамику, а только отражает уже начавшийся кризис, поддерживает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Не позволяют моделировать экономическую картину и поведение домохозяйств и их опросы, считает она, а статистика Росстата часто не успевает за изменениями. Например, Росстат измеряет цены по конкретным товарам, но после введения санкций на продовольствие он не сразу убрал их из потребительской корзины и получалось, что по статистике цены на них не менялись, рассказывает она.

Для отслеживания инфляционных трендов Центробанк может, например, использовать слово «цены» и анализировать контекст, в котором оно появляется, а также его изменение, пояснил Морозов.

Данные о ценах помогут нагляднее показать, что статистика Росстата отражает действительность, а это поможет снизить инфляционные ожидания (в июле они выросли до 10,7%), считает экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. А также точнее оценить, как цены реагируют на валютный курс, продолжает он: сейчас есть только одна цифра по товару за месяц, а по онлайн-продажам можно посмотреть, как ритейлеры реагируют на курс рубля. Опережающий показатель по рынку труда поможет прогнозировать рост безработицы, полагает Исаков. Например, индекс, рассчитанный по запросам в Google о поиске работы, помогает предсказать уровень безработицы за полгода (см. график), рассказывает он.

В случае успеха такие индексы позволят оперативнее отслеживать изменения в экономике, уверен представитель ЦБ: расширить линейку опережающих индикаторов экономической активности и инфляционного давления и улучшить качество краткосрочного экономического прогнозирования.