Дефицит петербургского бюджета в 2018 году может сократиться на 20 млрд рублей

Смольный рассчитывает на рост сбора налогов и высокий спрос на городские облигации
Доходная часть городского бюджета исполняется лучше, чем расходная/ Е. Разумный/ Ведомости

Комитет финансов Санкт-Петербурга подготовил проект бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. Правительство рассмотрит его 10 октября. Проект предполагает, что доходы Петербурга в 2018 г. составят 538,6 млрд руб., расходы – 587,5 млрд, таким образом дефицит бюджета составит 48,9 млрд руб., сообщил председатель городского комитета финансов Алексей Корабельников. В скорректированной версии бюджета на 2017 г. доходы Петербурга составляют 502,9 млрд руб., расходы – 572,7 млрд, дефицит – 69,8 млрд. По данным сайта комитета финансов, на 1 августа доходная часть бюджета исполнена на 61% (306,7 млрд руб.), расходная – на 50,3% (288,3 млрд руб.).

Смольный направит 22% бюджетных расходов на образование (131,8 млрд руб.), 21% – на транспорт (120,7 млрд), 16% – на здравоохранение (91,7 млрд), 12% – на соцподдержку (71,5 млрд), 6% – на обеспечение доступным жильем и услугами ЖКХ (36,8 млрд).

Собственные доходы городского бюджета согласно планам должны вырасти в основном за счет роста сбора налогов: НДФЛ увеличится на 10%, налог на прибыль – на 8%, говорит Корабельников. Поступления из федерального бюджета же, согласно проекту, наоборот, уменьшаются с 17,4 млрд руб. в 2017 г. до 9,2 млрд в 2018 г. «Вопрос о федеральном бюджете – вопрос творческий и в последние годы достаточно непредсказуемый: цифры, которые появляются в первом чтении в проекте федерального бюджета, могут разительно измениться ко второму», – отметил Корабельников. «Цифры, которые мы сегодня обсуждаем, скорее всего, будут больше, но, вероятно, не столь значительно, как нам бы хотелось», – добавил председатель комитета.

В 2019 г. согласно проекту бюджета расходы петербургского бюджета должны составить 614,1 млрд руб. (дефицит – 37,4 млрд руб.), в 2020 г. – 645,1 млрд руб. (дефицит – 25,3 млрд руб.).

Исторический год

2018 год может стать лишь третьим за постсоветскую историю годом, когда тарифы на транспорт в Петербурге не повышали (ранее – в 2012 и 2014 гг.). В 2017 г. проезд в метро подорожал до 45 руб., на наземном транспорте – до 40 руб.

Для покрытия дефицита городская администрация намерена в этом году разместить облигации. Облигации будут выпущены в конце этого года, конкурс для банков-агентов будет объявлен на этой неделе, ведутся переговоры с претендентами, сказал Корабельников, отказавшись называть конкретные банки. По его словам, срок погашения бумаг составит семь лет, доходность станет известна позже. Корабельников отметил, что Смольный рассчитывает на высокий спрос на городские облигации в связи с высоким кредитным рейтингом Петербурга (в июне АКРА присвоило городу кредитный рейтинг AAA). В начале сентября представитель комитета финансов сообщал, что объем городских облигаций составит 40–45 млрд руб., такая сумма для Петербурга – рекорд и в абсолютном, и в относительном выражении, реальные объемы привлечения будут определяться исходя из фактической потребности бюджета. В последний раз Петербург выпускал облигации в 2012 г. – бумаги со сроком погашения 4,5 года размещались с доходностью 7,94% годовых, объем размещения составлял 7 млрд руб.

В связи с тем что на всех видах городского транспорта в течение всего 2018 года планируется не повышать тарифы, субсидии транспортным предприятиям Петербурга в 2018 г. вырастут на 32% – с 28,8 млрд до 38 млрд руб., заявил Корабельников. Самые крупные субсидии среди транспортных компаний, по его словам, могут получить ГУП «Петербургский метрополитен» (18,13 млрд руб.), «Горэлектротранс» (8,268 млрд), «Пассажиравтотранс» (7,923 млрд). В 2017 г. субсидии ГУП «Петербургский метрополитен» составили более 12 млрд руб. (в 2016 г. – 11,2 млрд руб.).

В этом году Петербург, скорее всего, нарастит долговую нагрузку, но городская администрация может себе это позволить, так как долговая нагрузка Петербурга находится на очень низком уровне в отличие от большинства других регионов, говорит ведущий аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов. По его словам, расходная часть бюджета Петербурга более гибкая, чем в ряде других регионов, у города есть резервы для сокращения расходов. В числе рисков для бюджета – неопределенность с федеральными трансфертами, возможные изменения в налоговом законодательстве и передача расходных полномочий из центра на уровень региона, но это не специфическая проблема Петербурга, эти риски справедливы для России в целом, говорит Кузнецов.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)