Правительство не сможет перевести крупный бизнес в Россию по поручению Путина

Три года понадобилось чиновникам, чтобы признаться в этом президенту
Для многих компаний с бизнесом за границей выполнение требования означало бы закрытие там бизнеса, говорит Денис Спирин/ М. Туманов/ Ведомости

Невыполнимое поручение президента чиновники пытались выполнить более трех лет. В мае 2014 г. Владимир Путин поручил определить признаки системообразующих компаний, которые должны перевести свои бизнес-структуры в Россию. Срок его выполнения – 1 ноября 2014 г. – давно прошел. Тем не менее приходится регулярно отчитываться о проделанной работе и опрашивать бизнес, говорил чиновник: с контроля-то поручение не снято. Исполнить же поручение Путина оказалось невозможно: крупнейшие российские компании (в списке системообразующих их около 200) и так зарегистрированы в России, а перевод «дочек» в страну может плохо отразиться на их иностранном бизнесе, рассказывали их сотрудники и чиновники.

Но только спустя три года правительство окончательно отказалось от идеи. Доклад об этом направил президенту первый вице-премьер Игорь Шувалов, сообщил «Интерфакс» и подтвердили «Ведомостям» два федеральных чиновника. Принудительный перевод структур таких компаний в Россию создаст риски для экономики, говорит один из них. Правительство уже приняло меры, чтобы компаниям было выгодно «переезжать» в Россию, цитирует доклад «Интерфакс». Нет смысла принуждать, нужно стимулировать, говорит еще один чиновник. Представители Минэкономразвития и Шувалова отказались от комментариев.

Готовить ответ на письма Минэкономразвития о возможных эффектах такой реорганизации стало уже традицией, рассказывает сотрудник компании из списка. Исполнить поручение в точности невозможно, продолжает он: производственные активы давно в российской юрисдикции, а переводить торговые структуры неразумно.

Если бы государство принудило полностью перейти в российскую юрисдикцию, то стало бы неудобно вести международный бизнес, делать сделки по английскому праву, поддерживает отказ от идеи гендиректор агрохолдинга «Русагро» Максим Басов. «Русагро», возможно, пришлось бы провести временный делистинг с Лондонской биржи, указывает он. Для немецкой Ekosem-Agrar (материнская структура агрохолдинга «Эконива») переезд был бы нежелателен: компания привлекает финансирование на иностранных рынках на более выгодных условиях, чем в России, говорит основной владелец холдинга Штефан Дюрр. Если бы материнская компания переехала в Россию, ей пришлось бы досрочно погасить действующие облигации на Штутгартской бирже или рефинансировать у российского банка, объясняет он, вряд ли удалось бы сделать это на тех же условиях.

Для многих компаний с бизнесом за границей выполнение требования означало бы закрытие там бизнеса, говорит директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин.

При принятии решения была другая обстановка – разрастался конфликт России и Запада, вспоминает главный экономист БКС Владимир Тихомиров: чиновники опасались, что вслед за санкциями будут попытки давления на «дочки» российских компаний, сейчас такие меры не очень разумны. Но если поручение не очень разумно, нужно не пытаться выполнять его, а скорректировать или отменить, уверен он. Пока же приходится часто работать над невыполнимыми или противоречащими друг другу поручениями, жалуется чиновник.