Как «эффект Amazon» мешает ФРС США проводить денежную политику

Возможность сравнивать цены в интернете препятствует ускорению инфляции
Влияние онлайн-торговли на инфляцию получило название «эффект Amazon», и его стали изучать экономисты/ Charlie Riedel / AP

Возможность сравнивать цены в интернете препятствует ускорению инфляции. Благодаря смартфонам потребители теперь могут легко сравнивать цены в интернете. Но это мешает росту цен и ускорению инфляции в США и других развитых странах до целевого значения на уровне около 2%. Поэтому их центробанкам, в частности Федеральной резервной системе США (ФРС), становится сложнее принимать решения о повышении процентных ставок.

Ожидается, что ФРС в среду повысит процентные ставки на 0,25 процентного пункта до 1,25-1,5% и даст прогноз относительно своих дальнейших действий. Учитывая рост ВВП и низкую безработицу, многие управляющие ФРС отмечают необходимость постепенно повышать процентные ставки, чтобы снизить риск перегрева экономики и возникновения пузырей на финансовых рынках. Но некоторые управляющие колеблются, поскольку инфляция остается ниже 2% большую часть года.

Некоторые экономисты объясняют низкую инфляцию такими факторами, как старение населения, замедление роста производительности и глобализация, которые препятствуют росту цен и зарплат. Потребительские расходы превышают две трети ВВП США, поэтому в этот список также вошло развитие онлайн-торговли. Осенью председатель ФРС Джанет Йеллен отметила, что онлайн-торговля привела к росту конкуренции, которая мешает компаниям повышать цены, и это «может способствовать устойчивому замедлению инфляции во многих странах».

Влияние онлайн-торговли на инфляцию получило название «эффект Amazon», и его стали изучать экономисты. Как показало исследование Goldman Sachs, конкуренция между интернет-магазинами может снижать индекс цен на личные потребительские расходы - предпочитаемый ФРС показатель инфляции - на 0,25 п. п. Это не так уж мало, учитывая, что индекс цен на личные потребительские расходы в октябре составил 1,4% в годовом выражении.

ФРС также необходимо учитывать, что доля онлайн-коммерции растет. Если в III квартале 2008 г. она составляла 3,6% от розничных продаж в США, то в III квартале 2017 г. - уже 9,1%, по данным Бюро переписи населения США. Согласно Boomerang Commerce, более половины продаж книг, музыки и видео теперь происходят онлайн.

Цены на многие потребительские товары в октябре снизились по сравнению с годом ранее. По данным министерства труда, игрушки стали дешевле на 8%, книги — на 3%, а спортивные товары — на 1,9%. В секторе услуг, напротив, годовой темп инфляции не опускался ниже 2% уже шесть лет. Во многом это связано с ростом стоимости аренды, здравоохранения и образования.

Есть эффект или нет?

Некоторые экономисты считают, что конкуренция среди онлайн-ритейлеров будет все больше влиять на политику центробанков. Главный экономист Банка международных расчетов (BIS) Клаудио Борио призывает центробанки пересмотреть целевые значения инфляции, учитывая понижательное давление на нее и технологический прогресс. «Если эффект Amazon – или в более широком смысле замедляющие инфляцию структурные силы – будет велик, это будет означать более мягкую денежную политику [в будущем]», - говорит главный экономист Goldman Sachs Ян Хациус.

Но другие экономисты скептично относятся к эффекту Amazon. Президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги не видит достаточно доказательств того, что электронная коммерция замедляет инфляцию в еврозоне, «по крайней мере в таком масштабе, чтобы это можно было измерить».

Оценка эффекта Amazon действительно представляет проблему. Немногие статистические агентства собирают данные по онлайн-ценам. Кроме того, экономисты могут недооценивать этот эффект из-за того, что онлайн-ритейлеры мало представлены в индексе потребительских цен.

Раньше также наблюдался эффект Walmart. Как выявило исследование Бюро трудовой статистики (BLS) в 2005 г., появление Walmart на новых рынках заставляло конкурентов снижать цены. По оценкам BLS, из-за роста популярности крупных супермаркетов цены на большинство продуктов питания снизились примерно на 1,5% с 2002 г. по 2007 г. Но в случае с эффектом Walmart был только один доминирующий ритейлер, который способствовал снижению цен. Теперь благодаря возможности сравнивать цены в интернете с помощью смартфонов «уже потребители обладают экстраординарной покупательской способностью», отмечает Рик Ридер из BlackRock.

Перевел Алексей Невельский