Суд подтвердил легальность параллельного импорта

ФАС считает, что вырастет конкуренция, инвесторы – что снизятся инвестиции
ФАС считает, что ввозить в Россию автозапчасти могут не только официальные дилеры / Максим Стулов/ Ведомости

Многолетние попытки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) добиться легализации параллельного импорта увенчались успехом. Решение, подтверждающее его законность, вынес Арбитражный суд Москвы. Если оно устоит, дорога параллельному импорту будет фактически открыта, считают эксперты.

Несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве, ввезти товар в Россию может только правообладатель бренда (официальный дистрибутор, дилер) – такая практика складывалась в судах. ФАС с этим не согласна и настаивает, что сделать это может любой участник рынка. «Либерализация параллельного импорта будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары», – говорил руководитель службы Игорь Артемьев.

В 2015 г. ФАС поддержало правительство, согласившееся прямо разрешить параллельный импорт некоторых товаров – например, лекарств, детских товаров и автозапчастей. Но окончательно решение так и не было принято. В апреле 2017 г. коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила право Евразийского межправительственного совета легализовать параллельный импорт отдельных товаров, но только если все члены союза на это согласятся, напоминает представитель ЕЭК, до сих пор этого не произошло. Даже в России все увязло в обсуждениях, говорит федеральный чиновник. Либерализацию параллельного импорта поддерживал ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов. Если это произойдет, то поэтапно, не раньше 2018–2020 гг., и только с учетом позиции инвесторов, заявлял Шувалов в октябре 2017 г.: «Надо готовиться к тому, что конкуренция будет жестче».

Пока же ФАС решила действовать через суды. В июле 2017 г. она предупредила нескольких производителей автомобилей и медицинского оборудования: нельзя ограничивать импорт товаров под их брендами неофициальными дилерами. Одна из таких компаний – KYB Corporation (японский производитель, в частности, амортизаторов) оспорила предупреждение в суде. Но Арбитражный суд Москвы поддержал ФАС. Продажа разными компаниями легально купленного в другой стране товара не нарушает конкуренцию, говорится в его решении.

Это прецедент, констатирует партнер «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова: до сих пор практика складывалась иначе. Суды поддерживали иностранных производителей, которым не нравилось, что российские компании самостоятельно ввозили в страну их товары.

KYB оспорит решение суда, говорит директор по правовым вопросам KYB Eurasia Роман Дементьев, также ФАС уже направлены официальные письма с разъяснениями всех обстоятельств дела. ФАС также будет отстаивать свою позицию, лаконичен представитель службы.

Судебное решение создает большие риски для бизнеса, предупреждает Ирина Акимова из Art de Lex. Хотя закон прямо не запрещает ввоз таких товаров, суд нивелировал складывавшуюся несколько лет практику, объясняет юрист Heads Consulting Анастасия Худякова.

Инвесторы решение не поддерживают. Параллельный импорт создает больше рисков, чем преимуществ, предупреждала Ассоциация европейского бизнеса: он снизит инвестиционную привлекательность страны и приведет к росту контрафакта. Для всех производителей автокомпонентов и потребителей это огромный риск – производитель не сможет гарантировать качество товара и предоставлять гарантийное сопровождение, считает Дементьев, резко увеличится ввоз продукции сомнительного качества, отследить который таможенной службе будет весьма проблематично. Разрешение параллельного импорта в среднем приведет к сокращению выручки компаний на 20–25%, предупреждает сотрудник крупного дистрибутора.

Параллельный импорт нужно легализовать, но поэтапно, считает замруководителя Аналитического центра при правительстве Татьяна Радченко: отобрать несколько товаров и посмотреть на эффект. Среди плюсов – снижение цен, развитие неценовой конкуренции за счет улучшения сервисного обслуживания, перечисляет она, но есть риск снижения стимулов инвестировать в развитие брендов, а также роста теневого сектора. Например, легализация параллельного импорта на фармацевтических рынках ЕС оказалась удачной, опыт Израиля – нет, рассказывает Радченко.

Пока же иностранные инвесторы активно защищают свои позиции: по оценкам Аналитического центра, за 2014–2015 гг. в Россию было импортировано продукции под защищенными брендами на $64 млрд, экспортировано – на $3,2 млрд. В стоимостном выражении доля защищенного импорта превысила 13%, а экспорта – лишь 0,4%.

Представитель Шувалова не ответил на запрос «Ведомостей», его коллега из ФТС отказался от комментариев.