Оборонная промышленность требует налоговых льгот
Речь идет о нулевом пороге при вхождении в налоговые режимы территорий опережающего развитияПредприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) могут получить особые налоговые льготы – нулевой порог при вхождении в налоговые режимы территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ), сказал первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев
В феврале президент Владимир Путин поручил диверсифицировать ОПК и довести к 2030 г. долю гражданской продукции до 50%, напомнил Гутенев «Ведомостям», и в Госдуме появилась рабочая группа – она провела опрос ОПК о законодательных изменениях и пришла к предложению о нулевом пороге. «Налог для ОПК снизится, продукция станет более конкурентоспособной», – объяснил Гутенев.
Участникам ТОР и ОЭЗ предоставляются налоговые и другие преференции. Порог инвестиций для вхождения в ТОР разный – от 0,5 млн до 20 млн руб. Счетная палата в октябре 2017 г. пришла к выводу, что бюджетные деньги в таких территориях простаивают, строительство инфраструктуры отстает от плана, четких критериев работы ТОР нет.
В Минэкономразвития не ответили на запрос. С Минфином инициативу никто не обсуждал, говорит человек, близкий к министерству: «Количество льготных налоговых режимов превышает разумные пределы, их эффективность пока никто не доказал».
Подобные льготы снижают издержки, высвобождают финансовые ресурсы, повышают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках, поддерживает инициативу представитель «Ростеха».
Всем налогоплательщикам интересны льготы, считает руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова, а ОПК особые режимы могут позволить развивать отдельные территории и моногорода, привлечь на такую территорию основных поставщиков и субподрядчиков в качестве резидентов, чтобы снизить их налоговую нагрузку, улучшить экономику проектов и сократить сроки.
Создание ТОР и ОЭЗ – трудоемкий и длительный для региона процесс, отмечает партнер Dentons Василий Марков: «Не факт, что регионы пойдут на это ради предприятий ОПК». Если речь о госпредприятиях ОПК, непонятно, зачем перекладывать средства из одного кармана в другой, продолжает он. Кроме того, в налоговом законодательстве последовательно и в течение многих лет отменялись льготы для государственных учреждений, естественных монополий. Предложение льгот для ОПК не очень вписывается в эту логику.
Режим для ОПК должен быть модифицирован: государству следует предложить критерии отбора и преференции для частных компаний, чтобы стать частью ТОР и заключать госконтракты с ОПК, считает Сурикова. Это может занять некоторое время и вызвать ожесточенные споры ведомств.