Статья опубликована в № 4574 от 25.05.2018 под заголовком: Рекордсмен ГЧП

Как Санкт-Петербург привлекает инвесторов в государственно-частное партнерство

Через ГЧП город получил для развития инфраструктуры 263 млрд рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Опережающие темпы роста экономики возможны только при увеличении вложений в инфраструктуру, источником же таких инвестиций должен стать частный капитал, заявил президент Владимир Путин на прошлом Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), анонсировав новый механизм финансирования проектов – инфраструктурную ипотеку. Механизм позволяет купить инфраструктуру в кредит от частных инвесторов. Для нового инструмента разработали дорожную карту, но механизм его реализации увяз в согласованиях чиновников.

Новый толчок ему может быть задан на ПМЭФе этого года. За шесть лет финансирование строительства дорог должно вырасти с 6,4 трлн до 11 трлн руб., без частных инвестиций сделать это будет трудно, признает федеральный чиновник. Регионы уже начали присматриваться к способам привлечь таких инвесторов, даже те, кто прежде не знал о них, делятся местные чиновники.

Пример Санкт-Петербурга

Первое в России законодательство о государственно-частном партнерстве появилось в Санкт-Петербурге, и федеральное законодательство сейчас во многом базируется на этом законе и опыте города, рассказывает партнер компании You & Partners Евгения Зусман. Брали за основу этот закон и другие регионы, вспоминает руководитель московской практики ГЧП Capital Legal Services Дмитрий Раев.

Столкнувшись с необходимостью реконструировать аэропорт в Санкт-Петербурге, правительство города передало эту обязанность частному инвестору – ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС). За 2010–2015 гг. ВВСС инвестировали в аэропорт 1,2 млрд евро, провели его масштабную реконструкцию и построили новые объекты инфраструктуры. В 2017 г. пассажиропоток «Пулково» вырос на 21,6% (по сравнению с 2016 г.) до рекордных 16,1 млн человек, сообщали ВВСС. К 2019 г. пропускная способность аэропорта увеличится до 35 млн пассажиров в год, а сам объект вернется в распоряжение города.

С привлечением частного капитала строились и ремонтировались котельные и электроподстанции города, поликлиники и многофункциональные медицинские центры, очистные сооружения, следует из данных Национального центра ГЧП.

ГЧП на 589 млрд руб.

Преимущество Санкт-Петербурга для инвесторов – в большом количестве проработанных и готовых к инвестициям проектов ГЧП: для инвесторов они более безопасны, чем обычные инвестпроекты, позволяют не создавать большие резервы банкам, в них могут вкладывать и НПФ, говорит аналитик InfraOne Александра Галактионова.

По данным национального центра ГЧП, у городских властей более 60 инфраструктурных инвестпроектов, в отношении половины которых соглашения уже подписаны. Всего в Санкт-Петербурге 27 проектов ГЧП и концессий на сумму заявленных инвестиций в 589 млрд руб., говорит представитель комитета по инвестициям, уже освоенные капитальные вложения – 263 млрд руб.

В 2016 г. город подписал первое в России соглашение по строительству трамвайных сетей в Красногвардейском районе, а сегодня к нему добавились еще два, рассказывает партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. В апреле власти города объявили конкурсный отбор инвестора на строительство скоростной трамвайной сети Кировский завод – Петергоф, в стадии конкурсных процедур находится и линия Кучино – Шушары – Славянка. За этот трамвайный конкурс развернулась борьба между структурами «ВТБ капитала» «Трамвайные пути Северной столицы» и «дочкой» петербургского производителя асфальта АБЗ, поддерживаемой Газпромбанком, – ООО «Балтнедвижсервис». Существующие сети изношены, все хотят получить необходимый опыт при строительстве, объясняют консультанты. На ПМЭФе планируется подписание первого концессионного соглашения по созданию гостиничного комплекса, говорит Качкин: реконструкция здания – объекта культурного наследия на Васильевском острове в отель. На подходе 15 проектов, по которым идет подготовка конкурсной документации, разработка концепций и финансовых моделей, говорит представитель комитета. По прогнозам правительства Санкт-Петербурга, инвестиции в город в ближайшие 5–7 лет превысят 450 млрд руб.

Есть и случаи, когда город отдает инвесторам проблемные и непрофильные объекты. Например, в феврале власти города передали местному футбольному клубу «Зенит» в концессию на 49 лет стадион «Санкт-Петербург», эксплуатационные расходы на который до 2023 г. составят около 500 млн руб. На очереди – спортивно-концертный комплекс «Петербургский», который город готов отдать инвестору в обмен не на бюджетную поддержку, а на прилегающие земельные участки под жилищное строительство, рассказывает Качкин, таких проектов в стране еще нет.

Скоростные дороги

Но главное достижение Санкт-Петербурга – проекты строительства дорог. Самый масштабный из них – Западный скоростной диаметр стоимостью 135 млрд руб. Платная трасса протяженностью 46,6 км рассчитана на проезд до 128 000 автомобилей в сутки, имеет 15 транспортных развязок и от четырех до восьми полос для движения транспорта. Больше половины средств для строительства привлекла структура «ВТБ капитала» «Магистраль Северной столицы», она же отвечает за эксплуатацию трассы и сбор оплаты. При годовой выручке от эксплуатации менее чем 9,6 млрд руб. из бюджета Санкт-Петербурга инвестору будет выделяться субсидия на недостающую сумму, при ее превышении 90% сверхвыручки будет направляться в бюджет, 10% – инвестору. В 2017 г. город выплатил ему 5,2 млрд руб., в 2018 г. в бюджете на это предусмотрено 3,1 млрд руб. С ростом выручки в среднесрочной перспективе снизятся и выплаты, говорит представитель комитета по инвестициям.

На подходе еще один подобный крупный проект – Восточный скоростной диаметр стоимостью более 150 млрд руб. План строительства дороги уже утвержден городом, говорит представитель комитета, условия концессии определят до мая 2019 г., будет объявлен открытый конкурс, соглашение с победителем подпишут до декабря. Трассу планируют открыть к 2023 г.

Но механизм выплаты минимальной гарантированной доходности инвестору Западного скоростного диаметра вызвал протесты горожан, которые считали, что город платит слишком много. Проблемы были и в других проектах ГЧП: при строительстве в Пулково – в оформлении санитарной зоны, первый контракт по строительству трамвайной сети был на грани расторжения и до сих пор испытывает сложности с качеством стройки и сроками строительства, рассказывает Качкин.

Отличия двух столиц

По сравнению с Москвой власти города делают многое, чтобы заинтересовать частных партнеров, потому что в его бюджете недостаточно денег на строительство, объясняет Качкин. В 2017 г. доходы Москвы впервые превысили 2 трлн руб. против 0,5 трлн руб. у Санкт-Петербурга, профицит бюджета Москвы – 1,8 млрд руб., в то время как бюджет Санкт-Петербурга дефицитен на 43 млрд руб. Согласно принятому трехлетнему бюджету Москва в 2018 г. получит 2,1 трлн руб. доходов, а дефицит составит 222 млрд руб. В Санкт-Петербурге доходы достигнут почти 539 млрд руб., а дефицит – 52,9 млрд руб. (к 2020 г. власти Санкт-Петербурга планируют его сократить до 25 млрд руб., а власти Москвы – до 113 млрд руб.).

Санкт-Петербург – очень проклиентский город, говорит Зусман: «Была у них несколько месяцев назад в агентстве по управлению инвестициями – открытые, готовы инвестора везде за руку проводить, сразу рассказать, что у них есть». Комитет по инвестициям – это действительно клиентоориентированные ребята, с ними нравится работать, но саму систему принятия решений нужно облегчить, чтобы она могла быстрее отрабатывать заявки, говорит Алексей Маврин, гендиректор компании «Опека» (специализируется на строительстве домов престарелых, подписано соглашение с Санкт-Петербургом). Чтобы внести правки в концессионное соглашение или добиться выделения земли, нужно постановление правительства, а для этого надо собрать совещание с участием губернатора и вице-губернатора, хотя такие решения можно было бы спустить на уровень ниже, добавляет он. Но в Петербурге и Москве можно больше заработать, чем в других городах, замечает Маврин: покупательский спрос выше, средний чек больше.-

В подготовке статьи участвовал Александр Воробьев

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more