Люди должны сами позаботиться о многоквартирных домах

Решить проблемы ЖКХ можно, переложив ответственность за жилье на его собственников, считает ЦСР
Население должно осознать, что жилье – это ответственность, и модернизировать его должны и сами собственники, считает ЦСР/ Екатерина Кузьмин / Ведомости

К решению накопившихся проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) нужно привлекать людей – но не только предлагать выгодные условия для инвестиций, но и повышать ответственность населения за состояние жилых домов, в том числе многоквартирных, пишут эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР).

Оборот отрасли – 4 трлн руб. в год (половина из них – платежи населения), но деньги расходуются неэффективно, а коммуникации изношены. Для решения проблем эксперты ЦСР предлагают изменить структуру платежей людей, ограничить рост тарифов на коммунальные услуги, разрешив менять тарифы на жилищные услуги. Кроме того, нужно создать государственный финансовый институт развития ЖКХ для привлечения частных инвестиций и, наконец, отойти от повсеместного государственного контроля сектора.

Проблемы и их решение

Проблем в ЖКХ немало: нормативный срок отслужило около 60% основных фондов, износ котельных – 55%, тепловых сетей – 63%, в срочной замене нуждается 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. Во многих муниципалитетах износ достиг критического уровня.

Минстрой ознакомился с докладом, но это частная оценка и многие выводы субъективны, спорит замминистра строительства Андрей Чибис (его слова передал представитель). В регионах с концессиями удалось снизить аварийность в теплоснабжении на 47%, а потери сократить на 18%, в водоснабжении – на 21 и 14% соответственно, перечисляет он. Только за последние пять лет в водоснабжении стало в 2 раза меньше аварий. Но проблема износа сетей остается острой в малых городах, где частные инвестиции приведут к росту тарифов, признает Чибис.

Заменить инфраструктуру, повышая тарифы, невозможно – на оплату услуг ЖКХ и так уходит 11% всех расходов населения. Менять нужно структуру платежей, советует ЦСР. Большая часть затрат идет именно на коммунальные, а не жилищные услуги – из-за низкой энергоэффективности зданий. Например, 50% платежей – на оплату отопления. Но в отличие от жилищных коммунальные услуги не капитализируются в стоимости недвижимости и не повышают качество жизни.

Как привлечь бизнес в ЖКХ

Власти признают необходимость частных денег в сфере ЖКХ, но привлекательность коммунального бизнеса для инвесторов оценивают неадекватно. На ноябрь 2017 г. было заключено более 1700 концессий с инвестициями в 214,8 млрд руб., из которых, по данным Минстроя, сейчас вложено только 55 млрд руб.
В большинстве соглашений инвестиции не превышают 1 млн руб., еще в 25% – 10 млн руб., хотя для модернизации даже небольшой коммунальной системы нужно более 100 млн руб. Бизнес не рассматривает концессию как будущий источник доходов – и не зря: с 2010 г. расходы предприятий сектора стабильно больше их доходов. В водоснабжении и водоотведении ситуация критическая. Частные инвестиции растут, спорит Чибис: на 10 сентября 2018 г. в сфере ЖКХ заключено 2311 концессионных соглашений на 312,5 млрд руб. (91% из них – это частные средства).

Мешают сами власти и тарифное регулирование, ограничивающее рост тарифов ниже уровня инфляции без учета возврата инвестиций на строительство. До тех пор пока тарифы не смогут обеспечить возврат инвестиций, частных денег по-прежнему будет не хватать. Кроме того, нужно совершенствовать концессионные соглашения – например, установить срок инвестиций не позднее пяти лет с его заключения. А также создать государственный финансовый институт развития, который будет заниматься инвестпроектами в сфере ЖКХ. Частному бизнесу нужны гарантии возврата инвестиций и получения доходности, согласен Сергутин. А также конкурентная доходность при равных рисках по сравнению с другими сферами, добавляет Репетюк.

Население должно осознать, что жилье – это ответственность и модернизировать его должны и сами собственники, считает ЦСР. Это приведет в том числе к сокращению расходов на услуги ЖКХ – если, например, энергоэффективность будет повышена, а температуру в помещении смогут регулировать сами потребители. Россиянам в первую очередь нужно позволить эффективно потреблять ресурсы, что решит, например, известную проблему «перетопа», указывает Чибис.

Стимулами для собственников могут стать недорогие кредиты или компенсация части расходов из бюджета. Но нужна и их ответственность – например, за состояние недвижимости и субсидиарная по общим обязательствам.

Как не повышать нагрузку

Большие суммы на ЖКХ тратит и бюджет, но также не всегда неэффективно, предупреждает ЦСР. Сейчас действуют две федеральные программы помощи населению в оплате услуг ЖКХ: предоставление льгот отдельным людям и жилищных субсидий домохозяйствам с низкими доходами. Обе программы работают успешно, считает ЦСР: льготы по оплате получает около 25% россиян, субсидии – 7,4%. В 2016 г. бюджет только на льготы потратил почти 300 млрд руб. Но получают их не всегда те, кому помощь нужна. Так, при предоставлении льгот не учитывается материальное положение семьи. Жилищная же субсидия предоставляется по заявительному принципу, если доля услуг ЖКХ в расходах семьи превышает 22% (многие регионы снизили ее до 15–18%).

И хотя семьи с низкими доходами защищены от возможного роста цен на услуги ЖКХ, они платят фиксированный процент от своих доходов, остальное покрывает регион. Часто помощь получают и обеспеченные семьи. Поддержку нужно делать адресной, а параметры программы субсидий – смягчать, например увеличив стандарты жилья или снизив на федеральном уровне максимальную долю расходов на ЖКХ.

Но без нее не обойтись

Обойтись без повышения тарифов везде не получится, скептичен директор по экономике Института экономики естественных монополий РАНХиГС Сергей Репетюк: многое зависит от износа инфраструктуры, а его уровень высок. С ним согласен и старший менеджер финансового консультирования Deloitte Петр Сергутин: решить проблему износа (по крайней мере в теплоснабжении) без повышения расходов потребителей едва ли получится. Даже при внедрении «альтернативной котельной» (механизм, когда за вложенные средства муниципалитет гарантирует определенный рост тарифа для возврата вложенных средств) только 20% людей не затронет рост тарифов выше инфляции, т. е. большинство будет оплачивать модернизацию инфраструктуры через дополнительный рост платежей, предупреждает он.

Кроме того, не все дома можно модернизировать – бывают ситуации, когда в аварийном доме меняют внутренние коммуникации, а через 2–3 года сносят, напоминает Репетюк: «В первую очередь нужно научиться здраво оценивать, стоит ли вкладываться в модернизацию здания».

Энергия должна быть эффективнее

Есть и более комплексные решения, уверен партнер KPMG Василий Савин. В домах потери тепла и энергии достигают 40%, и этот показатель можно существенно снижать при новом строительстве или реконструкции зданий. С другой стороны, нужно повышать общую эффективность как при выработке энергии, так и при транспортировке – в некоторых городах потери теплоносителя достигают 30%, объясняет он.

Если будет расти общий уровень энергоэффективности, а при этом уровень тарифов не будет снижаться, это может уменьшить критический износ инфраструктуры ЖКХ, считает Савин. Сейчас же при росте тарифов и потребностей в капитальных и эксплуатационных расходах одновременно постоянно растет износ инфраструктуры. С подобными проблемами надо бороться комплексно, а не применять полумеры, которые борются со следствиями, а не с самими причинами проблем, заключает Савин.-