Минфин решил, что делать с неналоговыми платежами

Оставить их за профильными контролерами, но в закрытом реестре
Не ясно и как этот перечень защитит от появления новых неналоговых платежей, говорит Зарипов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Судьбу неналоговых платежей чиновники и бизнес обсуждают больше года, в сентябре Минфин сообщил о предварительной договоренности – внести шесть квазиналоговых платежей отдельной главой в Налоговый кодекс, что делать с остальными – было не ясно.

Такие платежи будут распределены на шесть групп, рассказала в среду директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, а затем Минфин решит, что делать с каждым из них.

«Ведомости» ознакомились с реестром платежей (подлинность подтвердили федеральный чиновник и представитель Минфина). Предложения направлены бизнес-сообществам и Минэкономразвития. Его представитель также подтвердил получение списка, он анализируется.

Всего Минфин насчитал 61 платеж. К первой группе он отнес платежи за получение сведений из госреестров или включение в них информации – например, за данные из ЕГРЮЛа или реестров недвижимости – всего 10 платежей. Ко второй – плату за услуги, которые бизнес может получить и у частных компаний. Например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия – всего 15 подобных услуг. В третьей – платежи за услуги естественных монополий, например портовые сборы; в четвертой – платежи-компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой – девять платежей за услуги обязательного контроля (например, сбор за регистрацию машины).

6 платежей

Минфин собирается внести в Налоговый кодекс: экологический, утилизационный и курортный сборы, плату за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам и использование связи. «Мы против включения в Налоговый кодекс курортного сбора и системы взимания платы с большегрузов «Платон», – говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По курортному сбору эксперимент еще не закончился – и не ясно, как в итоге он будет работать. «Платон» же тоже только начал свою работу, ужесточать контроль за этими платежами нельзя, объясняет он.

В Налоговый кодекс из всех этих платежей пойдет лишь первая группа – их Минфин считает госпошлинами. Остальные же продолжат регулироваться отдельными законами и контролироваться профильными ведомствами. Если потребуется, законодательство будет доработано, уточнил представитель Минфина.

Изначально бизнес и Минфин договорились создать единый реестр платежей и ввести отдельный закон для них, напомнила на заседании правления РСПП член его комитета по регуляторной политике Марина Иванова. Но вместо этого платежи по-прежнему будут регулироваться разными нормативными актами, сказала она. Какая-то часть платежей все равно останется вне Налогового кодекса и нужно оформить их так, чтобы не появлялись новые платежи по упрощенной процедуре, жаловался и президент РСПП Александр Шохин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым. Тот, в свою очередь, поручил заняться доработкой этих вопросов экспертной группе, которую возглавит первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

При общей налоговой нагрузке в 31% неналоговая нагрузка на бизнес в 2017 г. составила 0,79%, оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019–2021 гг. Закрепление ее на таком уровне – одна из мер одобренного правительством плана ускорения инвестиций Минэкономразвития.

Многие платежи из списка Минфина по сути госпошлина, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Не ясно, почему нельзя включить их в соответствующую главу Налогового кодекса, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Лучше оставить их за профильными ведомствами, спорит партнер EY Алексей Нестеренко: им легче регулировать их самостоятельно.

Не ясно и как этот перечень защитит от появления новых неналоговых платежей, говорит Зарипов. По каждой группе платежей планируется решать вопрос процедуры введения льгот отдельно, сказал представитель Минфина, для этого платежи и разделены на перечни.-