Власти раздали госгарантии на инвесткредиты без контроля

У аудиторов Счетной палаты возникли претензии к механизму
Госпрограмма госгарантий по инвестиционным кредитам так и не заработала/ Максим Стулов / Ведомости

Появившиеся в 2015 г. госгарантии для кредитов на инвестиционные проекты просуществовали лишь год, зато претензий к механизму накопилось много. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты, изучив работу министерств по госпрограмме выдачи таких госгарантий в 2015–2018 гг.

Создать механизм проектного финансирования в 2014 г. поручал президент России Владимир Путин. По нему ставка по инвесткредитам для компаний определялась как процентная ставка ЦБ, увеличенная на 2,5% годовых. Изначально на такие госгарантии в 2015 г. Минфин заложил 30 млрд руб., затем сумма выросла до 60 млрд руб., из которых 58,3 млрд были выделены на финансирование инвестиционных проектов.

Интерес к программе был большим со стороны и банков, и компаний, но в 2016 г. ЦБ отказался рефинансировать на льготных условиях такие кредиты. Инструменты были востребованы во время внешних шоков, но с переходом экономики к росту льготное кредитование будет заменяться рыночными механизмами, объяснял ЦБ в 2017 г. В среду представитель регулятора не ответил на запрос «Ведомостей».

В итоге за 2015 г. гарантии получил 41 проект, из которых девять к началу 2018 г. еще не были завершены, гарантийные случаи ни разу не возникли.

Что не так с гарантиями

Но проблемы в механизме были, пишет Счетная палата. Так, правила отбора проектов появились только спустя два года после того, как программа фактически прекратила работать, – в мае 2017 г. В итоге бо`льшая часть рисков неисполнения обязательств возлагалась на банки, которые устанавливали для заемщиков дополнительные комиссии, и стоимость кредита приблизилась к рыночной, пишут аудиторы Счетной палаты. Минфин знаком с замечаниями Счетной палаты, говорит его представитель. Методология формирования проектов программ госгарантий не предусмотрена законодательно, объясняет он, а банки и так обязаны проверять всех заемщиков и взвешивать риски.

Контроль за выделенными деньгами был слабым. С 2017 г. банки перестали отчитываться о проектах, и ведомства даже не знали об их состоянии. А сами министерства не определили порядок контроля проектов – например, Минпромторг и Минздрав, пишет Счетная палата, хотя Минздрав неоднократно просил Минэкономразвития взять на себя такие обязанности. «Было решено, что контроль будет передан от Минздрава Минэкономразвития, но на бумаге функция по-прежнему закреплена за Минздравом», – рассказывает участник совещаний в правительстве. Контролировать целевое использование кредита должны отраслевые органы, указывает представитель Минэкономразвития. Представители Минздрава и Минпромторга не ответили на запросы «Ведомостей».

Новый механизм поддержки

Спустя два года после фактической приостановки программы правительство придумало новый инструмент поддержки инвестпроектов – Фабрику проектного финансирования госкорпорации «ВЭБ.РФ». Механизм предусматривает финансирование проектов с помощью синдикации, 20% – собственные средства инициатора проекта, 80% – займы, синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта. В 2018 г. правительство на работу фабрики ВЭБа выделило почти 300 млрд руб.

Но чтобы этот механизм заработал, Минэкономразвития, Минфину и ВЭБу необходимо предусмотреть мониторинг и контроль за проектами в течение всего срока их реализации, а также оценивать, соответствуют ли показатели проекта достижению целей нацпроектов, пишет Счетная палата.

Государство готово предоставлять гарантии по самым тяжелым и сложным проектам, но для банков главный фактор при принятии решения о финансировании – оценка коммерческой окупаемости и финансовой устойчивости самого проекта, говорит представитель Альфа-банка: интересные, коммерчески окупаемые проекты банки готовы финансировать и без госгарантии. Получить же возмещения по госгарантиям сложно, предупреждает представитель Альфа-банка. В отличие от банковской гарантии, которая срабатывает при наступлении определенных обстоятельств, гарантия государства свидетельствует скорее не о потенциальной выплате, а о нефинансовой поддержке государством, в том числе с помощью различных административных, тарифно-ценовых решений, ускорения процедур получения необходимой документации по сложным инфраструктурным проектам, объясняет он.

Инструмент был важен в годы кризиса, считает представитель Альфа-банка, в 2008–2009 гг. госгарантии являлись обеспечением по проблемным кредитам, позволяя банкам пролонгировать или рефинансировать их.

Госгарантии могут быть реальной поддержкой, возражает участник правительственных совещаний, но последние годы механизм используется как антикризисная мера и для поддержки стратегически важных проектов. Госгарантии могут быть направлены и на инвестиционную деятельность, но механизм нужно изменить, адаптировать под потребности банков и инициаторов проектов, заключает он. Нужен механизм обязательств регионов и муниципалитетов в инфраструктурных проектах, считает директор PwC Сергей Лузан, пока такого механизма нет, банкам сложно их финансировать.