Штрафов за картели могут начать собирать больше

Это одна из целей программы по борьбе с картелями, принятой правительством
Правительство призвало на борьбу с картелями силовиков и контролеров/ Ярослав Чингаев / Ведомости

Ежегодный ущерб от картелей оценивается в 1,5–2% ВВП, привел экспертные оценки премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг. И принял межведомственную программу для борьбы с ними (опубликована правительством в четверг).

Помимо Федеральной антимонопольной службы (ФАС) борьбой с картелями займутся МВД, Следственный комитет и ФСБ, будут подключаться Генпрокуратура, Мин­юст, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба и др.

В 2018 г. ФАС возбудила более 760 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них почти 390 дел было о картелях. Больше всего антиконкурентных соглашений было выявлено в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог (29%), а также в поставках лекарств, продуктов, транспортных услуг и ЖКХ.

Программа предлагает усилить ответственность за картели – изменить антимонопольное законодательство, Уголовный кодекс, а также КоАП. При этом бороться с крупными, а не мелкими картелями. Так, до 2023 г. число мелких дел (с выручкой участников менее 50 млн руб. или ущербом менее 10 млн руб.) должно сократиться на 30% относительно 2017 г. (всего 198 дел). ФАС уже давно сориентировала территориальные органы смотреть на крупные компании и выявлять крупные нарушения, сказал начальник управления по борьбе с картелями службы Андрей Тенишев.

Доля взысканных штрафов, напротив, должна вырасти, говорится в программе. Пока собрать штрафы сложно, в Москве собираемость более 50%, в Московской области – 89% и это хороший результат, есть регионы, где картельщики практически не платят, жалуется Тенишев. Компании идут на преднамеренные банкротства, мошенничества, просто сбегают, рассказывает он. Поможет активное участие не только судебных приставов, но и всех правоохранительных органов, считает Тенишев.

Целей немного, говорит директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС Андрей Шаститко. Сами же цели скромные – например, огромное число маленьких дел сократить всего на треть за пять лет, отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Не ясно и как меры программы помогут достичь цели, рассуждает он, – например, увеличить собираемость штрафов. «Эти показатели мы перевыполним», – уверен Тенишев.

Программы, принятые президентом и премьер-министром, не в первый раз помогают ФАС, напоминает партнер антимонопольной практики BCLP Виталий Дианов. В 2017 г. президент утвердил Национальный план развития конкуренции. В таком подходе есть плюсы, но есть и очевидные минусы: игнорирование полярных и не совпадающих с точкой зрения ФАС мнений, замечает Дианов. Например, программа устанавливает жесткие сроки внесения в Госдуму законопроектов, но самих проектов еще нет. Скорее всего, ФАС внесены уже подготовленные проекты, которые не нравились бизнесу. Например, ФАС уже внесла в правительство законопроект об увеличении ответственности за картели и расширении полномочий службы при проверках. Против отдельных предложений проекта выступал Российский союз промышленников и предпринимателей. Законопроект готовится отдельно, но вместе с планом его применение будет гораздо эффективнее, считает профессор Высшей школы экономики Светлана Авдашева.

Сначала нужно повысить стандарты доказывания, а затем усиливать ответственность, призывает Новиков. Так, большая часть картельных дел – сговоры на торгах, но часто просто нарушение процедуры торгов, за которое следует наказывать не так строго, считает он. То, что в картеле обвиняют тех, кто спас торги от объявления несостоявшимися, – миф, настаивает Тенишев. В каждом случае ФАС разбирается индивидуально и смотрит, простое это нарушение на торгах или же картель, спорит он.

Программа – это попытка комплексного подхода к борьбе с картелями, считает Шаститко. Не только за счет вовлечения разных ведомств, но и за счет мер, направленных как на пресечение картелей, так и их предупреждение, говорит он.

Программа вполне сможет существенно уменьшить количество картелей в России за счет усиления наказаний за картели, по мнению Авдашева. Но программа не должна привести к появлению у ФАС полномочий правоохранительных органов, настаивает партнер BGP Litigation Ирина Акимова, акцент должен быть сделан именно на межведомственном сотрудничестве. Также не ясно, как все эти мероприятия будут соотноситься с риск-ориентированным подходом и регуляторной гильотиной (механизм пересмотра устаревших нормативных актов).