Статья опубликована в № 4846 от 03.07.2019 под заголовком: Слежка за импортом

В России запущен новый вид контроля за импортируемыми товарами

Чиновники будут следить за ними по документам об их ввозе и продаже

С июля до конца 2019 г. в России будет проходить эксперимент по внедрению нового вида контроля за импортом – системы документальной прослеживаемости. Такое постановление в конце июня подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Подлинность копии документа, с которой ознакомились «Ведомости», подтвердил представитель аппарата правительства. Эксперимент коснется 10 товарных групп – от бульдозеров и экскаваторов до детских колясок и бытовой техники. Участвовать в эксперименте бизнес будет добровольно. До конца года Минфин должен отчитаться перед правительством об итогах эксперимента. Если он пройдет удачно, документальная прослеживаемость станет обязательной, говорит федеральный чиновник.

Последние годы власти усиливают контроль за цепочками поставок. Маркируют сигареты и товары из меха, проводят эксперименты по маркировке лекарств, молочной продукции, духов и т. д. (цена за маркировку каждой единицы – 50 коп. без НДС, кроме жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб.). «Есть индивидуальная физическая прослеживаемость (маркировка), а есть партионная документальная, она касается только импортных товаров. Одно дело – смотреть на импорт, а другое – на весь оборот и знать все о каждой физической единице продукции с помощью цифрового кода, сравнивал документальную прослеживаемость и маркировку председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки) Михаил Дубин в интервью «Ведомостям». «Наибольший эффект – при объединении этих функционалов», – считает он.

Документальная прослеживаемость товаров сократит долю нелегального оборота товаров, не усложняя процедуры оформления товаров и не накладывая дополнительной нагрузки на участников рынка, говорит представитель Минфина. Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

Правила документальной прослеживаемости еще не утверждены. Проект поправок в Налоговый кодекс, описывающих их, Минфин опубликовал только на прошлой неделе. Согласно законопроекту маркировать такие товары не нужно, каждой партии присваивается регистрационный номер, а каждому товару из нее – порядковый. Компании, платящие НДС, включают эти номера в счет-фактуру, а остальные – в документ об отгрузке. Следить за товаром власти перестанут после того, как он будет утилизирован, продан (но не индивидуальному предпринимателю) или реэкспортирован. Бизнес об операциях с такими товарами должен отчитываться перед налоговиками – те, кто платит НДС, – в декларации, а остальные – в специальном ежеквартальном отчете.

Иначе придется заплатить штраф. Если компания не отчиталась о товаре или сделала это не вовремя, но рисков налогового нарушения нет, штраф – 5% стоимости товара, но не менее 5000 руб. за каждый документ. В остальных случаях – 10% и 1000 руб. соответственно. Санкции жесткие и избыточные, считает представитель «БСХ бытовые приборы» (производитель и импортер бытовой техники).

Новый контроль должен дополнить Автоматизированную систему контроля за уплатой НДС (АСК НДС-2), объясняет федеральный чиновник. АСК НДС-2 отслеживает финансовые потоки, но не идентифицирует конкретные товары. Включение в систему данных о товарных потоках поможет улучшить контроль, говорит партнер Taxology Алексей Артюх: например, новая система поможет бороться со схемой, когда однодневки покупают у импортера товар по заниженной цене и перепродают в несколько раз дороже, а НДС с разницы в цене бюджет не получает. АСК НДС-2 и сейчас может выявить посредника, но система сквозного контроля позволит увидеть транзакции по всей цепочке, согласен федеральный чиновник.

Бизнес по-разному относится к эксперименту. Например, сотрудник импортера дорожной техники утверждает, что компании не известно об эксперименте. «Детский мир», напротив, в курсе эксперимента и планирует в нем участвовать, говорит представитель компании. Собирается участвовать в эксперименте и Merlion – система позволяет демонстрировать прозрачность бизнес-процессов, повышая доверие к марке, объясняет руководитель отдела продаж направления «Мебель» торговой марки «Бюрократ» Ольга Дьяконова.

«БСХ бытовые приборы» тоже знает об эксперименте, рассказывает ее представитель: компания изучает законопроект, не исключено, что в случае его принятия в такой редакции продажи могут быть приостановлены до приведения учетных систем в соответствие с требованиями проекта.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов и Татьяна Романова

Читать ещё
Preloader more