Деловая активность в России снизилась в июне впервые с начала 2016 года

Поддержать экономику могут только расходы бюджета, скептичны эксперты
Настроения бизнеса в промышленности и сфере услуг в июне ухудшились/ Денис Абрамов / Ведомости

В конце II квартала ситуация в экономике могла резко ухудшиться. На это указывает индекс PMI компании IHS Markit, отражающий изменение деловой активности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

В июне совокупный индекс PMI опустился до 49,2 пункта с 51,5 в мае. Ниже критического значения в 50 пунктов, отделяющего рост активности от спада, показатель опустился впервые с января 2016 г. Индекс, отражающий деловую активность в сфере услуг, упал до 49,7 пункта с 52 в мае.

Сокращались новые заказы, рабочие места, а ожидания бизнеса в условиях слабого спроса и низкой покупательной способности на внутреннем рынке упали до трехмесячного минимума, описывают эксперты IHS Markit ситуацию в сфере услуг. Плачевной ситуация остается и в промышленности: индекс PMI в июне также был ниже отметки в 50 пунктов – 49,8. Основная причина – сокращение новых заказов.

Экономика замедлялась весь I квартал (рост всего на 0,5%), в апреле темпы ее роста, по оценке Минэкономразвития, восстановились до 1,6%, но уже в мае снова упали до 0,2% годовых. Выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности (строительство, торговля, сельское хозяйство и др.) в мае упал на 0,3%, сообщил в среду Росстат, – впервые более чем за два года (последний раз он снижался в феврале 2017 г.). Рост ВВП в мае в годовом выражении и вовсе был нулевым, оценивали эксперты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Складывается картина ухудшения общей экономической ситуации во II квартале, замечает директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.

Основной причиной замедления роста ВВП Минэкономразвития называло замедление промышленного производства. В мае оно выросло всего на 0,9%, что отчасти связано с календарным фактором – в мае 2019 г. в России люди работали на два дня меньше, чем год назад.

В мае оставался слабым внутренний спрос, инвестиционная активность перестала расти, строительные работы увеличились незначительно, а производство инвестиционного оборудования и инвестиционный импорт сократились, перечисляли эксперты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Всего за январь – май экономика выросла на 0,7%, оценивает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В июне рост ВВП будет выше, чем в мае, цитировал «Интерфакс» министра экономического развития Максима Орешкина, а нынешние слабые результаты не дают оснований ждать рецессии.

Опережающие индикаторы не всегда точны, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров, возможно, они отражают ситуацию в экономике в мае. Индекс PMI в сфере услуг часто коррелирует с валютным курсом, который в начале июня был слабым, говорит главный аналитик «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. А в обрабатывающей промышленности показатель согласуется с индексом предпринимательской уверенности Росстата, который указывал, что в июне настроения существенно не ухудшились по сравнению с маем, продолжает он.

Но темпы роста экономики вряд ли восстановятся, скептичен Тихомиров. За второе полугодие ВВП вырастет на 1,3–1,4%, а за весь 2019 год – всего на 1,1%, ждет он. Прогноз Альфа-банка еще ниже: рост на 0,8%. Основные факторы риска – замедление ненефтяного экспорта (за I квартал в номинальном выражении он не увеличился после роста на 14% в 2018 г.), указывает Орлова. Негативно может повлиять и новая попытка сдержать рост потребительского кредитования, замечает она. Новые требования ЦБ к банкам (вступают в силу с октября 2019 г.) обойдутся банковской системе в 3% совокупного капитала, а темпы роста розничного рынка снизятся до 16%, прогнозирует Орлова, что отразится и на росте ВВП. Исходя из данных об использовании ВВП, потребительский спрос, поддерживаемый в основном кредитованием, – единственное, что удерживает экономику от рецессии, указывал Тремасов.

Власти рассчитывают, что экономике поможет более активная реализация нацпроектов во втором полугодии 2019 г. Это подтолкнет инвестиции (за I квартал они выросли лишь на 0,5%) за счет роста госрасходов, объясняет Тихомиров, но все зависит от финансирования из федерального бюджета. В I квартале расходы на нацпроекты были профинансированы лишь на 12,8% от плана, потрачено чуть более 220 млрд руб., указывала Счетная палата. Нацпроекты вряд ли поддержат экономику, скептична Орлова, скорее всего, они будут профинансированы ближе к концу 2019 г.

Экономика все же ускорится, спорит Исаков, данные по рентабельности строительного сектора и розничной торговли указывают на рост прибыли и нормализацию ситуации. Во II квартале экономика, скорее всего, ускорится, согласен с ним начальник направления «Макроэкономика» Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олег Засов.