Правительство закрепило за госкомпаниями шефство над высокими технологиями

Они должны вложить свои деньги и найти партнеров
Правительство распределило по гос­компаниям высокие технологии/ Евгений Разумный / Ведомости

«Меморандумы, различные протоколы о намерениях – это предварительные документы. В нашем случае это совершенно другая история, нам некогда «принюхиваться» к теме, к проблеме. Нужно работать прямо сейчас», – призвал Владимир Путин 10 июля, пока правительство подписывало с госкомпаниями соглашения о развитии высоких технологий.

Соглашения подписали «Ростех», «Ростелеком», Сбербанк, РЖД и «Росатом». Они должны подготовить планы с целевыми показателями технологического развития: производства и продаж решений на базе отечественных технологий, обеспеченности научно-технологической и производственной инфраструктурой, перечислил Путин.

Затем компании должны будут курировать исполнение своих планов – привлекать партнеров, следить за ходом проектов, коммерциализировать разработки, продвигать продукцию, перечисляет представитель «Ростеха». Государство хочет выйти на новый уровень научных публикаций, регистраций патентов, экспорта IT-продукции, чтобы везде были свои измерители, заявил «Ведомостям» вице-премьер по цифровой экономике Максим Акимов.

После 31 октября правительство получит первые проектировки планов, рассчитывает Акимов. Это история не про бюджетные деньги, а про инвестиции самих компаний, уверяет он, какая-то часть бюджетных денег будет, но в процентном соотношении совсем небольшая. Государство окажет компаниям-партнерам помощь, пообещал Путин на подписании: финансовыми, налоговыми инструментами и созданием комфортной регуляторной среды, включая гибкие экспериментальные правовые режимы.

В планах будут перечислены конкретные проекты и даны обязательства в них инвестировать, пообещал «Ростех» в своем сообщении. По своим направлениям госкорпорация пообещала проводить исследования и разработки, вкладывать собственные средства и привлекать инвестиции. В сообщениях других госкомпаний финансовые условия не упоминаются.

Планы будут синхронизированы с другими госпрограммами, в том числе с национальным проектом «Цифровая экономика», чтобы исключить двойное финансирование, добавляет представитель «Ростеха».

Соглашения с госкомпаниями объясняются желанием чиновников разделить ответственность за реализацию нацпроектов, считает федеральный чиновник. Государству хочется, чтобы как можно больше расходов на развитие технологий взял на себя бизнес, говорит другой чиновник. Такой формат соглашений был предложен, чтобы закрепить обязательства на уровне президента, чтобы никакие госкомпании не соскочили с реализации цифровых планов и проектов, знает он. Выбранные компании умеют лоббировать и продвигать технологические решения на рынок и, используя свой ресурс, помогут реализовать планы по «Цифровой экономике», солидарен директор Российского квантового центра (РКЦ) Руслан Юнусов – он участвовал в разработке планов по нацпроекту.

«У государства нет бизнес-опыта, мы не знаем, как из этих технологий создавать новую ценность. Мы выбрали тех, кто действительно хочет этим заниматься», – заверил Акимов. Среди компаний была бешеная гонка, чтобы возглавить направления, уверяет он. За лидерами стоят еще сотни компаний, которые будут вовлечены в эту работу, а подписание соглашений – это дополнительный стимул и ответственность, объяснил Акимов.

Формат соглашений между правительством и госкомпаниями сейчас напоминает государственно-частные партнерства, когда обе стороны делят риски, но пропорционально выигрывают в случае успеха, сравнивает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Вряд ли государство в такой ситуации может навязать свои интересы, на которых госкомпании не могли бы впоследствии заработать и окупить вложенные деньги, – компании скорее предложат и так интересные им проекты в надежде еще и получить на них льготы или господдержку. С одной стороны, хорошо, что развивать инновации будут опытные и заинтересованные игроки, которые существенно не пострадают, если часть проектов не «взлетит», уверена она. С другой стороны, продолжает Суслина, в зоне риска оказываются социальные или более сложно окупаемые и рисковые проекты, на которые может не найтись инициатора.

Представитель Сбербанка отказался от комментариев. Представители «Ростелекома», РЖД, «Росатома» не ответили на запросы «Ведомостей».