Большинство экономистов уверены в снижении ключевой ставки ЦБ в пятницу

Но насколько сильным оно будет, не ясно
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не исключала снижения ставки сразу до 7%/ Евгений Разумный / Ведомости

Нужно рассматривать три варианта – сохранение ключевой ставки (на уровне 7,5%), ее снижение на 25 базисных пунктов (б. п.), а также на 50 б. п., говорил в начале июля директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не исключала снижения ставки на 50 б. п. Правда, директор департамента денежно-кредитной политики регулятора Алексей Заботкин предупреждал, что для шага в 50 б. п. должны быть весомые аргументы.

Рынок и аналитики такого резкого снижения ставки все же не ждут. ЦБ будет осторожен и снизит ее лишь до 7,25%, уверены большинство экономистов. Таков и консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Bloomberg.

Сокращение более чем на 25 б. п. возможно, только если данные приведут к изменению макроэкономического прогноза, говорил Заботкин. Если после майских данных ЦБ подавал сигналы о возможности снизить ставку на 50 б. п., после публикации данных за июнь более вероятно снижение ставки на 25 б. п., считает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков: промышленное производство выросло на 3,3%, реальные зарплаты – на 2,3%, а розничная торговля – на 1,4%. Данные дают основание полагать, что во втором полугодии тренд на замедление экономики развернется и будет вызывать меньше опасений у регулятора, говорит Исаков. Снижение же ставки на 0,5 б. п. станет сигналом для рынка, что экономика оказалась в чрезвычайной ситуации, а ЦБ находится в панике из-за такого слабого роста, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, такое решение может привести к тому, что рынок будет ждать избыточно агрессивное дальнейшее снижение ставки.

Среди других факторов в пользу снижения ставки – ослабление внутренних инфляционных рисков, указывают аналитики «Ренессанс капитала». В июне инфляционные ожидания населения почти не изменились – 9,4% (после 9,3% в мае). Снижается и инфляция – с максимального в 2019 г. значения в 5,3% в марте до 4,5% на 22 июня. Правда, замедление связано с дефляцией продовольственных цен, которая носит временный характер, предупреждает Орлова. Июньское замедление инфляции по большей части носило временный характер, отмечают и аналитики «ВТБ капитала». Снижение цен на овощи и фрукты временно признавал сам Центробанк. И уверенности, что инфляция и дальше будет замедляться, нет, говорит Орлова: неурожай в Европе может привести к росту мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. Сохраняется риск ускорения инфляции осенью, согласен старший менеджер Deloitte Сергей Гришунин.

Внешняя ситуация также в целом благоприятна, обращают внимание аналитики «Ренессанс капитала»: смягчение риторики Федеральной резервной системы США, новый раунд переговоров между США и Китаем о торговых взаимоотношениях и стабильные цены на нефть обеспечивают поддержку рублю, а также смягчают инфляционные риски. Но сохраняется среднесрочный риск санкций в отношении российского госдолга, отмечают экономисты, ЦБ его учитывает, что также вынуждает его быть осторожнее.

ЦБ предпочтет снизить ставку не более чем на 25 б. п. за раз, заключают аналитики «Ренессанс капитала». Это логичнее всего в текущих условиях, согласна Орлова. Вероятность такого решения стопроцентная, поддерживает и главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой.

После заседания в июле ЦБ вновь снизит ставку в сентябре, ждут аналитики. Не исключено, что ЦБ будет снижать ставку и дальше, пишет аналитик Citi Иван Чкаров. В итоге к концу 2019 г. ставка может достигнуть уровня 6,75%, прогнозируют аналитики «Ренессанс капитала». К нейтральному же уровню она перейдет не раньше чем в середине 2020 г., считают они. Приближение к ней будет зависеть в том числе и от решения, расходовать ли средства фонда национального благосостояния (ФНБ) после того, как он достигнет уровня 7% ВВП, замечает Полевой. По прогнозам Минфина, фонд превысит 7% уже в конце 2019 г., а в 2020 г. из него можно будет потратить 1,8 трлн руб., а в 2021 г. – 4,2 трлн руб. Расходование средств фонда будет сопровождаться ростом профицита ликвидности в банковском секторе и замедлит переход к нейтральной ставке, предупреждают аналитики Газпромбанка. Как именно потратить деньги – направлять их на инвестиции в российские проекты или тратить за рубежом, в том числе на экспортные кредиты и вложения в иностранные облигации, чиновники еще не решили. ЦБ же после последнего заседания предложил рассмотреть возможность увеличить порог в 7%.