Правительство утвердило методику оценки губернаторов

Лучше всего их эффективность оценили бы выборы
Правительство определилось, как оценивать работу губернаторов (на фото глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Московской области Андрей Воробьев)
Правительство определилось, как оценивать работу губернаторов (на фото глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Московской области Андрей Воробьев) / Елена Афонина / ТАСС

«Ведомости» ознакомились с методиками оценки эффективности губернаторов (подлинность постановления об их утверждении подтвердил представитель аппарата правительства). Правительство их утвердило на прошлой неделе.

Методики нужны для оценки Кремлем и правительством выполнения губернаторами программы президента Владимира Путина на этот срок – его майского указа и 13 нацпроектов. Всего методики разработаны для 12 показателей, от роста производительности труда до уровня доступности жилья. По словам одного из губернаторов, методики согласовывались с регионами и пожелания учитывались.

Один из ключевых показателей – рост инвестиций. От их роста во многом зависит, удастся ли достичь цели ускорить темпы роста экономики до 3%. По поручению Путина инвестиции должны вырасти до 25% ВВП. Для каждого региона власти установили свою цель, например, в Новосибирской области инвестиции должны вырасти на 6,2%, а в Санкт-Петербурге и Москве – на 6,1%. Оценивая, выполнили ли губернаторы задачу, чиновники будут сравнивать ожидаемые темпы роста инвестиций с реализованными. В целом методика учитывает региональную специфику – например, если в регионе развита медицина, но промышленности нет, большая часть инвестиций в основной капитал в регионе по методике будет приходиться на медицину, объясняет директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов. Но оценивать результат нужно не ежегодно, а, например, через каждые три года накопленным итогом, чтобы учитывать бизнес-циклы, предлагает он.

Предложенный подход несет риски завышения показателей, предупреждает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: по формуле вес сектора зависит от добавленной стоимости, а не инвестиций, что не совсем корректно. У крупной компании из определенного сектора могут быть высокие доходы и высокая добавленная стоимость, но низкие инвестиции, тогда при первоначальном расчете показателя на такую компанию придется большой вес (по формуле вес сектора зависит от добавленной стоимости) и при росте инвестиций, пусть даже небольшом, общий показатель сразу вырастет, объясняет он.

Структура добавленной стоимости менее волатильный показатель, отражающий структуру экономики региона, спорит представитель Минэкономразвития.

Претензии есть и к методике оценки роста производительности труда. К 2024 г. она должна вырасти не менее чем на 5%. Рассчитывать показатель власти предлагают как отношение средних темпов роста валовой добавленной стоимости предприятий к темпам роста числа их работников (по данным Росстата). Но индекс не учитывает вес разных отраслей в регионах и, если в одной из отраслей производительность сильно выросла, но в остальных остается низкой, общий показатель все равно растет, отмечает Сальников. Корректнее методика оценки производительности труда Росстата, которая учитывает вес каждой отрасли при расчетах, а также базируется на данных Федеральной налоговой службы, а не Росстата, говорит он.

Еще одна проблема в том, что показатель касается крупных и средних предприятий, но большая часть населения работает вне этого сегмента, отмечает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, их производительность труда в разы ниже. Оценка производительности труда только по узкой прослойке компаний не даст достоверной информации об истинном уровне производительности, сетует он.

Насколько эффективно регионы борются с бедностью, власти будут оценивать по числу людей с доходами ниже прожиточного минимума. К 2024 г. их должно стать меньше вдвое.

Но бедность – это категория не дохода, а потребления и любой показатель, основанный только на уровне доходов, необъективен, предупреждает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. У человека может быть низкий доход, но несколько домов в собственности и он будет считаться бедным или доход выше прожиточного минимума, но арендная плата, после выплаты которой у него ничего не остается, объясняет она.

Еще один риск в том, что прожиточный минимум устанавливают регионы и местные власти могут им манипулировать, составляя корзину из более дешевых товаров, чтобы сократить число бедных, предупреждает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Такие манипуляции возможны, согласна Малева.

Оценка эффективности губернаторов – схема для бумаги, но не оценки реального состояния экономики, считает главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. У губернаторов есть еще один показатель эффективности, пока гораздо более значимый для их карьеры, – число голосов в поддержку «Единой России», напоминает главный экономист холдинга ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. Базовый показатель – спокойствие в регионе, доверие к президенту, губернатору и федеральной власти, согласна Зубаревич. А методика – это попытка найти замену очень простому и наглядному способу оценки эффективности деятельности губернатора – выборам, заключает она.

Не ясно и какими будут санкции за невыполнение ключевых показателей (правительством они не закреплены), замечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Но даже без них есть риск приукрашивания показателей, предупреждает он. Большая часть данных, на которую опираются методики, собирается на региональном уровне, а значит, губернаторы могут повлиять на качество показателей, опасается и Надоршин. Представитель Росстата не ответил на запрос «Ведомостей».

Губернаторы будут стараться подправить показатели, согласна Зубаревич, в итоге выполнение KPI превратится в шахматную бюрократическую игру гроссмейстерского уровня, предрекает она.