Инфляция в июле продолжила замедляться

Тренд сохранится в августе, что повышает вероятность снижения ключевой ставки
Инфляция приземляется все ближе к 4%/ Евгений Разумный / Ведомости

В июле инфляция была на уровне 0,2%, сообщил во вторник Росстат. Результат оказался ниже ожиданий аналитиков (консенсус-прогноз экономистов, опрошенных «Интерфаксом», – 0,3%), но совпал с прогнозом Минэкономразвития. Базовая инфляция (не включает продовольствие, товары, цены на которые регулируются, а также тарифы и подакцизную продукцию) также оказалась на уровне 0,2%.

За месяц сильнее всего подорожали услуги – на 0,9% (из-за индексации тарифов ЖКХ, которая в этом году проводилась в два этапа). Продовольствие подешевело на 0,3% – правда, без учета овощей и фруктов цены на продовольственные товары выросли на 0,2%.

Замедление роста цен на продовольствие привело к сильному замедлению инфляции еще в июне, указывал Центробанк. А за неделю с 16 по 22 июля цены и вовсе снизились на 0,1%. Снижение недельной инфляции было зафиксировано впервые за два года – с сентября 2017 г. В этом году дефляция зафиксирована немного раньше обычного (конца лета) из-за более ранней уборки урожая, объяснял Центробанк и подтверждают данные Минсельхоза. В ближайшие месяцы это может отразиться на повышении волатильности годовых темпов изменения цен на фрукты и овощи, а также инфляции в целом, предупреждал регулятор. В ближайшие недели дефляция сохранится, единодушны опрошенные «Ведомостями» экономисты.

В итоге в годовом выражении инфляция замедлилась до 4,6%. Это также соответствует прогнозу Минэкономразвития. К концу года министерство ждет замедления инфляции до 4,3%, но министр экономического развития Максим Орешкин неоднократно говорил, что инфляция может оказаться ниже 4%. Аналитики также снижают прогнозы: по опросу экономистов инвестбанков, проведенному Reuters в конце июля, прогноз инфляции на 2019 г. остался неизменным (4,3%), а на 2020 г. – снизился с 4 до 3,9%. Прогноз ЦБ – инфляция на конец 2019 г. на уровне 4,2–4,7%.

Замедление инфляции в годовом выражении произошло только за счет услуг – с 4,9% в июне до 4,5% июле, указывает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Рост цен на продукты питания не изменился – 5,5%, а на непродовольственные товары даже ускорился – с 3,5 до 3,6%. Это немного настораживает, говорит Долгин, особое значение будут иметь данные августа: если не будет зафиксирована дефляция, это приостановит цикл замедления инфляции и даже может повлиять на решение Центробанка по ставке.

Тренд на замедление инфляции продолжится, уверена главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова. По ее прогнозу, в августе будет зафиксирована дефляция месяц к месяцу и снижение годового роста цен до 4,5–4,4%. В августе прошлого года дефляции не было, это было связано с ослаблением рубля и майским ростом цен на бензин, но в этом году ситуация более благоприятная, считает Евдокимова.

Вероятность дефляции большая, согласен директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: «Цены могут снизиться на 0,1–0,3%, годовой показатель опустится до 4,3–4,4%». Это повысит вероятность того, что ЦБ снизит ключевую ставку на сентябрьском заседании, говорит он. Август и сентябрь – месяцы с самыми низкими значениями инфляции и может оказаться, что годовая инфляция продолжит замедляться быстрее ожиданий, указывают в обзоре аналитики Альфа-банка: это говорит в пользу снижения ставки. Оснований для снижения достаточно, согласна Евдокимова: «Для достижения таргета в 4% цены месяц к месяцу должны расти на 0,33%, но уже третий месяц подряд со снятой сезонностью они растут медленнее». Осенью инфляция может ускориться, но уже к концу года вновь замедлится за счет эффекта базы: в ноябре – декабре 2018 г. продавцы повышали цены в преддверии увеличения ставки НДС.

Эксперты, опрошенные Reuters, тоже ожидают снижения ставки. По их прогнозу, к концу 2019 г. она опустится до 7%. Последний раз ЦБ снизил ставку 26 июля на 0,25 п. п. до 7,25%. Тогда регулятор предупредил, что на краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными, что прежде всего связано со слабой динамикой внутреннего и внешнего спроса. Тогда же ЦБ допустил возможность дальнейшего снижения ставки.