Отстающим регионам поищут больше денег в нацпроектах и добавят 100 млрд рублей

Так правительство собирается более активно вовлекать их в выполнение программы Путина
Правительство ищет способ поддержать на плаву отстающие регионы /Евгений Разумный / Ведомости

Правительство поручило федеральным ведомствам выделить наиболее важные национальные проекты в 10 отстающих регионах, а также для решения самых острых проблем им будет выделено дополнительно около 100 млрд руб. на ближайшие пять лет. Об этом сообщил вице-премьер Виталий Мутко после совещания на прошлой неделе у премьер-министра Дмитрия Медведева.

Более активно поддерживать эти регионы, в том числе их стройки, предложил министр экономического развития Максим Орешкин, рассказали два федеральных чиновника и подтвердил еще один региональный, участвовавший в совещании. В частности, сейчас федеральный бюджет финансирует почти полностью стройки по нацпроектам, но реальная стоимость может оказаться выше первоначальной – и слабым регионам непросто найти дополнительные деньги. Поэтому Орешкин предложил оплачивать из федерального бюджета все фактически понесенные регионами затраты, установив определенное ограничение, рассказывают собеседники «Ведомостей». Представитель Минэкономразвития не комментирует закрытую часть совещания.

Орешкин также предложил субсидировать разработку отстающими регионами проектно-сметной документации, ввести перекрестное субсидирование для снижения цен на электроэнергию, льготную ипотеку на первичное жилье, социальные контракты для снижения бедности и создать индустриальные и технопарки с налоговыми льготами, пересказывают собеседники «Ведомостей». Минэкономразвития собрало заявок почти на 900 млрд руб., но считает, что можно пока ограничиться дополнительными 100 млрд руб. на эти 10 регионов до 2024 г., рассказал федеральный чиновник. Сейчас Минэкономразвития, по его словам, анализирует все программы и вместе с кураторами отстающих регионов выделяет основные мероприятия.

Десять экономически слабых регионов в начале лета получили кураторов из числа федеральных министров. В перечне оказались республики Алтай, Карелия, Тува, Чувашия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Псковская и Курганская области, Алтайский край. Они заняли худшие позиции в рейтинге Минэкономразвития из четырех показателей: среднедушевые доходы жителей региона, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, безработица и инвестиции в основной капитал. Координирует работу министров Мутко.

Все 10 отобранных регионов слабо вовлечены в национальные проекты и государственные программы, говорит федеральный чиновник: у них есть схожие проблемы, поэтому кураторы предлагают общие решения, которые могут быть реализованы уже в ближайшее время. Кроме того, эти регионы должны подготовить индивидуальные программы развития, они будут согласовываться с федеральными органами исполнительной власти и утверждаться в правительстве. Такие программы уже, в частности, подготовили Тува, Адыгея, Калмыкия, Марий Эл, Алтай, сообщили представители курирующих их министерств и региональных администраций. Например, Алтай предлагает дать аэропорту Горно-Алтайска статус международного, рассказал «Ведомостям» глава республики Олег Хорохордин, а также снизить тарифы на электроэнергию – они в регионе самые высокие по Сибирскому федеральному округу при самых низких доходах населения.

Из 25,7 трлн руб., в которые оценены нацпроекты до 2024 г., 4,9 трлн должны выделить региональные бюджеты. Основное ограничение – бюджеты регионов, признают чиновники. Первое полугодие 2019 г. 26 регионов закончили с бюджетным дефицитом – на два больше, чем годом ранее, пишут в обзоре аналитики Центра развития Высшей школы экономики. Расходы регионов на душу населения остаются ниже уровня 2012 г. на 5%, доходы – на 4%. Но собственные доходы на душу населения в неизменных ценах в 2019 г. оказались на 3,6% выше показателя 2012 г., говорится в обзоре.

Идея кураторства развивается – это хорошая новость, комментирует вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков. Даже один серьезный инвестиционный проект благодаря активным действиям федеральных чиновников может значительно оживить эти небольшие региональные экономики, считает он. Дополнительное федеральное внимание к отстающим регионам в краткосрочной перспективе, возможно, пойдет им на пользу, осторожен аналитик S&P Карен Вартапетов, однако суть региональной политики остается неизменной – централизация экономической и налогово-бюджетной политики, но, как показала практика, успешность этого подхода неочевидна. Найти точку роста, которая станет двигателем экономики региона, непросто, рассуждает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин: для этого нужно рискнуть, как поступила когда-то Калужская область, согласившись сперва потерять часть доходов бюджета, чтобы привлечь иностранных инвесторов. Несмотря на внушительный перечень механизмов и программ поддержки регионов, который в разное время использовался федеральными властями, случаев, когда отстающий регион достигал хотя бы среднего по России уровня, не было, вспоминает Вартапетов. В этих 10 отстающих регионах депрессия длится по 20 лет, замечает главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич.

Исправленная версия. В заголовке уточнены источники финансирования регионов.